Россия готова призвать Сирию поставить химическое оружие под международный контроль. И окажет в этом всю необходимую помощь, если такой шаг поможет избежать военной операции. С таким заявлением выступил глава российского МИД Сергей Лавров. После того как американский госсекретарь Джон Керри сегодня неожиданно объявил, что Вашингтон в этом случае готов отказаться от ударов по Сирии. Одновременно пути мирного урегулирования главы российского и сирийского МИД обсуждались сегодня в Москве.
Пока в Вашингтоне решают, как воевать с Сирией, и воевать ли вообще, Москва снова делает жесткие и недвусмысленные заявления. "Никаких сделок за спиной сирийского народа быть не может, в том, что касается политики, которую Россия проводит. Так будет и далее", — говорит министр иностранных дел РФ Сергей Лавров.
Еще на саммите G20 в Петербурге Владимир Путин заявил внятно: Россия будет помогать Сирии, а главное, практически прямо сказал, что химическая атака под Дамаском — это провокация боевиков. А глава сирийского МИД после встречи с российским коллегой, заявил сегодня, что Вашингтон своими действиями фактически поддерживает международных террористов.
"В чем заключаются подлинные интересы США, которые хотят развязать агрессию на стороне террористических структур? Развязать агрессию в регионе, который находится на пороховой бочке? Мы задаемся вопросом, как Обама поддерживает, по сути, тех, кто в свое время взорвал Всемирный торговый центр в Нью-Йорке", — говорит министр иностранных дел Сирии Валид Муалем.
Секретарь Совета безопасности России тоже уверен — помогая сирийской оппозиции, Вашингтон помогает "Аль-Каид (запрещена в РФ)е". "А что, нет в этой оппозиции тех, кто представляет экстремистские и террористические группы? Заявляется, что идет борьба с "Аль-Каидой". А "Аль-Нусра" — это что, не подразделение "Аль-Каиды"? Встает вопрос, кто будет усиливаться"- говорит секретарь Совета безопасности РФ Николай Патрушев.
Совпадение или нет, но именно 11 сентября, в день атаки на Всемирный торговый центр в Нью-Йорке назначено ключевое заседание американского Конгресса. Завтра Барак Обама будет общаться с сенаторами-демократами, потом выступит с обращением к нации. По сведениям газеты The Washington Post, однозначно за удар только 55 сенаторов, решительно против — 147, а остальные 233 — не определились.
На минувшей неделе конгрессмены отказались обсуждать сирийский вопрос с делегацией российских парламентариев. Официально — из-за, "слишком глубоких разногласий по теме". На самом деле, скорее всего, потому, что никакого решения нет.
Вообще, раскол властных элит в США все очевиднее. Израильское и саудовское лобби, сконцентрированные в Республиканской партии и близких к ней политических и финансовых группах, конечно, настаивают на военном вмешательстве. Есть сведения, что еще в начале апреля этого года король Саудовской Аравии Абдалла направил письмо Бараку Обаме: если Сирия и Иран выйдут из нынешнего конфликта без потерь, как полноценные государства, доверие к США на Ближнем Востоке будет окончательно подорвано.
Аналитики уверены, что без поддержки лобби внутри США саудовский король вряд ли рискнул бы написать нечто подобное. А вот Барак Обама, демократы, и поддерживающее их военно-разведывательное сообщество, скорее против войны. Но Обама имел неосторожность заявить когда-то, что применение химоружия станет красной чертой для Асада. И теперь ему приходится, практически отвечать за сказанное.
В этой сложной ситуации, когда воевать не хочется, а надо, и появляется этакая хитрая формула войны — ракетный удар нанесем, но несильный, а вот наземной операции не будет.
"Тщательно взвесив все, я решил, что Соединенные Штаты должны предпринять военные действия против режима Асада. Мы не собираемся разбивать на сирийской земле боевой штаб, наоборот — будем действовать быстро и эффективно", — говорит Обама.
На этом фоне глава Госдепа Джон Керри заявляет, что удара по Сирии может и не быть, если Асад поставит под международный контроль все свои химические арсеналы.
Сергей Лавров сегодня в ответ заявил, что Россия готова помочь Дамаску. "Мы не знаем, согласятся ли на это в Сирии, но если установление международного контроля над химическим оружием в этой стране позволит избежать ударов, то мы немедленно включаемся в работу с Дамаском", — говорит Лавров.
Впрочем, это пока еще даже не проект, а лишь заявления политиков. В самой же Сирии в последние дни, крайне активизировались боевики. В захваченном ими христианском городе Маалюля, где до сих пор разговаривают на древнеарамейском — языке, на котором говорил Иисус, несколько дней разрушались монастыри, церкви, и кроме того боевики устроили массовую резню христиан.