Тема:

Обвинения Greenpeace 7 лет назад

Дело Arctic Sunrise: поведение Голландии похоже на обычный шантаж

Очевидную связь доказать сложно, но в нынешнем резком похолодании отношений между Россией и Голландией многие указывают на одну причину — на конфликт с активистами Greenpeace, которые атаковали российскую буровую платформу с ледокола, который ходит под голландским флагом.

Очевидную связь доказать сложно, но в нынешнем резком похолодании отношений между Россией и Голландией многие указывают на одну причину — на конфликт с активистами Greenpeace, которые атаковали российскую буровую платформу с ледокола, который ходит под голландским флагом. Этой акцией активисты-экологи поставили под угрозу безопасность сотрудников платформы, которая работает по системе "нулевого сброса", то есть — никаких вредных выбросов в воду. Арестованные активисты сейчас требуют выпустить их на свободу. У них нашлось немало сторонников именно в Гааге.

У посольства России в Гааге собрался шумный митинг. 300 человек бьют ложками по кастрюлям и сковородкам. Митинг начинается за 5 часов до нападения на российского дипломата.

На плакатах в том числе по-русски — требование освободить активистов Greenpeace. Кого сами митингующие при этом считают пиратами – непонятно. То ли самих себя — многие пришли в пиратских костюмах, то ли Путина — на картинках российский президент изображен в странном наряде с собакой.

"Я здесь, чтобы поддержать сотрудников Arctic Sunrise. Я требую их немедленного освобождения. Позор, что такое возможно в принципе", — поясняет одна из участниц митинга у российского посольства.

К забору российского представительства в Нидерландах митингующие привязали записки с призывом освободить "30 защитников Арктики из СИЗО".

Трое из них подали с апелляции о переводе из изолятора под домашний арест. Всех троих — Аллахвердова, Заспу и внештатного фотографа интернет-издания Синякова, Мурманский облсуд постановил содержать в изоляторе. Возмутило адвокатов Greenpeace и поведение надзирателей — надсмотрщики мурманского СИЗО говорят только по-русски и игнорируют английскую речь.

"Сотрудники следственного изолятора понимают только русский язык, — пояснял трудности общения не владеющих русским языком иностранных граждан с сотрудниками СИЗО советник руководителя адвокатской группы по делу Greenpeace Сергей Голубок. — Для того, чтобы им можно было открыть окно, чтобы вздохнуть свежим воздухом, им нужно обратиться к сотруднику следственного изолятора на русском языке".

На пресс-конференции, которую экстренно собирают в СИЗО, чтобы дать пояснения, что говорить по-русски — нормально, а камеры, в которых сидят иностранцы, — не холодные, и кормят неплохо, активистов Greenpeace не впечатлила. Международная организация подает в Европейский суд по правам человека.

Нидерланды идею поддерживают, инициируя еще одно разбирательство в Морском трибунале.

"Я чувствую личную ответственность и за корабль, и за его экипаж, потому что это судно ходило под флагом Нидерландов. В этой связи мы начинаем арбитражный процесс на основе Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву", — пояснил министр иностранных дел Нидерландов Франс Тиммерманс.

"Greenpeace аплодирует решению властей Нидерландов отстоять свободу Arctic Sunrise и его команды в Международном морском трибунале", — гласит запись в Twitter Greenpeace.

"Российская сторона неоднократно обращалась за последние полтора года к голландской стороне с тем, чтобы Голландия, как страна флага, пресекла противоправные действия этого судна. К сожалению, этого сделано не было. Поэтому у нас значительно больше вопросов к голландской стороне, чем у них может быть к нам", — заявляет заместитель главы МИД России Алексей Мешков.

Активисты считают иначе. Механик арестованного Arctic Sunrise Маннес Убелс из СИЗО пишет письмо: "Экологическое судно грозит катастрофой Кольскому заливу. Ледокол бросили и не сегодня-завтра содержимое моторного отсека окажется в акватории".

"Наше судно Arctic Sunrise было арестовано и оказалось в зоне вашей ответственности. В скором времени, если этого еще не случилось, генератор, вырабатывающий электричество для судна, остановится. У судна больше не будет системы аварийной сигнализации, обычные протечки забортной воды в моторное отделение не будут вызывать срабатываний сигнализации", — подчеркивает Маннес Убелс.

"Судно имеет ледовый класс защиты, следовательно, корпус достаточно крепкий. На рейде мурманского порта оно потонуть не может", — отвечает на это заведующий отделом ледовых качеств судов Арктического и Антарктического научно-исследовательского института Владимир Лихоманов.

"На судне стоит круглосуточная вахта, все 24 часа в сутки. На нем есть группа трюмных механиков, которая обеспечивает его жизнедеятельность. Поэтому этому судну сегодня ничего не угрожает", — заверяет председатель Морского собрания Санкт-Петербурга Николай Орлов.

Перед выходом в плавание подобные суда проходят освидетельствования в порту приписки.

"Все системы энерго- и жизнеобеспечения должны функционировать безупречно. И мне непонятно, каким образом в пути могла произойти такая серьезная поломка, о которой заявил механик судна Arctic Sunrise", — удивляется заявлению механика эколог Валентин Минасян.

Разбирательство и в арбитражном суде, и в суде по правам человека, очевидно, растянется на долгие годы. С судном Arctic Sunrise, проверили, все в порядке. Так что поведение Нидерландов, кажется многим экспертам, очень походит на обычный шантаж.