Из этой чашки 17 августа 1888 изволил откушать император Александр Третий во время посещения усадьбы "Архангельское". У владельцев имения князей Юсуповых была здесь заведена порселеновая фабрика, фарфор дарили высоким гостям. А эта красивая пара – Ирина и Феликс Юсуповы. Последние владельцы "Архангельского" любили родовое гнездо и велели запечатлеть на этих тарелках – Большой дворец, оранжерею, театр Гонзаго. В 1900 году они составили завещание о том, что в случае прекращения рода усадьба должна отойти государству.
Бойкое место прямо у въезда в усадьбу "Архангельское" – сюда одна за другой заруливают машины, и золотари опорожняют свои баки. Характерный стойки запах летом и даже зимой.
"Если не проливать, так и пахнуть не будет", – говорит контролер Валерий Иоселиани.
Собаки воют в захламленном лесу. Это Прусская роща – ее любовно посадили мастера, выписанные Юсуповыми из за границы. Коллектор исправно наполняется, господа без определенных занятий разбирают металлолом, рядом бойко возводят многоэтажные усадьбы.
Жизнь кипит в заповедных местах. Все ближе и ближе к архитектурным жемчужинам. Вот эта роща примыкает к знаменитому театру Гонзаго.
Любимец четырех императоров, начиная от Екатерины Второй, человек Эпохи просвещения князь Николай Борисович Юсупов купил усадьбу у Голицыных в 1810 году и стал создавать здесь – нет, не имение, приносящее доход, а усладу для глаз. Парки регулярный и пейзажный, ансамбль, где важный момент – перспектива, которая открывается с террас. Князь был фактически министром культуры, при Екатерине и Павле помогал составлять императорские коллекции и сам попутно приобретал отменную живопись. Вот хотя бы два полотна Тьеполо на тему "Антоний и Клеопатра", подобных масштабных работ мастера нет нигде в Европе. А парковая скульптура, библиотека с инкунабулами, интерьеры Большого дворца – ансамбль ценили все просвещенные люди России.
В какой-то момент потомки Николая Юсупова решили вывезти всю живопись и скульптуру отсюда в Петербург во дворец Юсуповых на Мойке. Тогда "Архангельскому" пришел бы конец. Император Александр Второй, узнав об этом, обратился с запретительным письмом, где сказано дословно: "Запрещаю разорять отцовское гнездо".
Хроника 1930-х: товарищи в больничных халатах разгуливают в интерьерах Большого дворца "Архангельского". Съемки постановочные – на первом плане матросская бескозырка. На самом деле, это военный санаторий для высших чинов. Все началось с Льва Давыдовича Троцкого, имевшего вкус к жизни. Он положил глаз на "Архангельское". Сразу же после революции во дворце обустроил штаб верховного главнокомандующего Красной армии. Сам Троцкий лично отдыхал от революционных дел в княжеских покоях. Здесь в 1923 году этот его портрет и нарисовал художник Юрий Анненков. Постепенно военные захватывали плацдарм. В 1935 году построили два корпуса санатория, которые исказили вид с террас. Дальше вошли во вкус: стали строить новые и новые здания вплотную к музейным, к церкви Михаила Архангела XVII века, к Усыпальнице начала XX века.
"В 1996 году было принято постановление правительства Российской Федерации о создании музея "Архангельское" путем выделения его из состава санатория военного. У всех была одна мысль: создание на базе этих памятников культурного музейного центра", – рассказывает директор музея-усадьбы "Архангельское" Владимир Длугач.
Гордиев узел постановление 1996 года так и не разрубило. Земли вокруг дворца поднимались в цене, и военные расставаться с ними не желали: музей сейчас занимает одну десятую часть исторических мест, относившихся к усадьбе при Юсуповых.
"В Красногорском районе, вокруг усадьбы "Архангельское" сотка может стоить до 150-200 тысяч рублей", – говорит Евгений Соседов, заместитель председателя московского областного отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры.
"Министерство обороны и министерство культуры, которые делят сейчас, разрывают, делят "Архангельское". Это государственное учреждение, то есть это государственная земля. И каким образом может министерство обороны торговать вообще не принадлежащим им землей", – объясняет Владимир Енишерлов, главный редактор журнала "Наше наследие".
Если "Архангельское" и разрывают два министерства, то на чьей стороне победа, очевидно. На этом поле собираются построить два гипермаркета. Часть этой земли – памятник, часть – охранная зона. Общественные слушания – формальная процедура, которая обязательна для инвестора, но ни на что не влияет.
Уютный маленький театр был выстроен рядом с княжеским дворцом знаменитым зодчим и сценографом Пьетро Гонзаго в 1819 году. Сейчас таких деревянных театров семь во всем мире. Здесь не играли актеры – зрители смотрели на декорации, которые прихотливо освещали и переменяли под музыку. Из окон вид на Ильинское шоссе. Если гипермаркеты начнут строить, шассе станет настолько загруженным, что театр продержится пять-десять лет. А ведь его только что привели в порядок. Сейчас заканчивают восстанавливать три кареты Юсуповых – одна из них была подарена князю самой Екатериной Второй. Реставраторам сложно – помещений не хватает. Нет достаточно просторных фондохранилищ и депозитариев для картин. И это при том, что подобного "Архангельскому" ансамбля нет в современной России. Коллекция живописи и скульптуры – третья по величине и ценности после Музея изобразительных искусств и Эрмитажа. Усадьба чудом не пострадала ни в революцию, ни во время Второй Мировой.
"Это архитектура, библиотека – событие европейского масштаба, здесь мир усадьбы сохранился, все остальное сожгли", – рассказывает президент государственного музея-заповедника "Петергоф" Вадим Знаменов.
"Феликс Юсупов, последний владелец, а это нынешний владелец, ведь министерство обороны – это Анатолий Сердюков. Его можно попросить стать патриотом и уступить русской истории часть земли, которая, как он считает, нужна для обороны страны", – рассказывает главный редактор журнала "Наше наследие" Владимир Енишерлов.
А пока музейщики и историки взывают, журналисты пишут обличительные статьи, в "Архангельском" полным ходом строят и рубят. Вот здесь, например, еще два года назад была спортивная база ЦСК. Местные жители поговаривают: землю приватизировали и затеяли новое строительство. Кто-то возведет резиденцию, совсем как Лев Троцкий. Воздух здесь пока еще чистый, рядом Аполлонова роща и Княжеский дворец.