В Москве началась реставрация Триумфальной арки — ее покроют специальным составом, защищающим от выхлопных газов. Окончательно все работы планируется завершить в сентябре, когда начнется празднование 200-летнего юбилея Отечественной войны 1812 года.
Ровно в полночь лошадей распрягают — колесница освобождена, а богиня победы связана. Прицел краном и вся подготовка длятся больше часа, а сам спуск — каких-то пять минут.
Нику, опутанную стропами как парашютист, вызволяют монтажники. К четырем утра с небес на землю сойдет и колесница. Демонтаж — как военная спецоперация: четко, по плану и без поспешности. Меры безопасности здесь как на стройплощадке.
Днем на арку впервые с 1968 года поднялись реставраторы и журналисты. Это издалека и снизу она кажется помпезной, а фигуры — воинствующими. Вблизи — пробоины, дыры, коррозия. До такого серый чугун XIX века, чей состав так до конца и не разгадали, довели выхлопные газы Кутузовского проспекта, ветер и вода. Капитального ремонта никогда не было — только латали и подкрашивали трещины. Чугун саморазрушался.
"С течением времени памятник может — не рассыпаться, а потерять, например, ногу или какую-то часть туловища", — говорит директор "Мосреставрации" Сергей Балясников.
Арку на манер древнеримских установили перед Тверской заставой в районе нынешнего Белорусского вокзала в 1814 году. Через нее должны были пройтись русские войска, одержавшие победу над Наполеоном. Сначала деревянная, а спустя 20 лет — каменная по проекту Осипа Бове. В 1936-м арку разобрали, скульптуры хранились на территории Донского монастыря. В конце 60-х решено сооружение восстановить. Из подлинников остались Колесница Победы и барельефы — остальное воссоздавали по чертежам. С тех пор новая арка стоит у Поклонной горы.
"Здесь вы видите холодные серые стены, темный металл. Это образ дороги к Петербургу, образ той северной столицы, к которой начинается путь с Тверской заставы. И, конечно, для нас очень важно сохранение подлинных деталей этой арки", — говорит автор проекта реставрации Колесницы Победы Игорь Русакомский.
Наверху, где особо не развернуться, "лечить" будут только шестерку лошадей — их очистят от коррозии, скрепят монтажные швы, укрепят хвосты. Массивную колесницу было решено спустить вниз. Все скульптуры покроют составом, защищающим от выхлопов и копоти. На земле в мастерской они пробудут несколько месяцев. Вернуться на 20-метровую высоту нужно будет к сентябрю, к юбилею победы в войне 1812 года.