Политической сенсацией завершились президентские выборы в Сербии. Во втором туре, вопреки ожиданиям, победил оппозиционер, бывший радикал Томислав Николич. Он всего на четыре процента опередил действующего президента Бориса Тадича, которому прочили победу. Резкого разворота в политике Сербии не будет — это стало ясно уже из первых слов Николича. Однако избранный глава государства уже дал понять, что не будет менять Косово на членство в Евросоюзе и сербов, живущих за пределами страны, не бросит.
По балканской политической традиции победу своего кандидата в Белграде отмечали шумно: с флагами, криками, танцами, и ракией. Победа Томислава Николича стала для многих большим сюрпризом. Социологические опросы уверенно сообщали — победит Тадич, с небольшим отрывом. Вышло ровно наоборот. Между кандидатами всего четыре процента.
Томислав Николич четырежды участвовал в президентской гонке. Дважды — в 2004-м и 2008-м — он проигрывал Борису Тадичу. И вот наконец сегодня ночью он взял реванш. Пусть победа не разгромная, пусть в выборах участвовали всего сорок пять процентов сербов, но, тем не менее, это свидетельство того, что от политики младореформаторов, которые пришли во власть после свержения Милошевича, Сербия устала. Бывший президент Борис Тадич еще до оглашения официальных результатов поздравил соперника с победой.
"Я думаю, что будет трагической ошибкой, если Сербия вернется в 90-е, и поменяет стратегические ориентиры. Я думаю, наш курс на сближение с ЕС имеет невероятное значение для Сербии, и это не вопрос политической философии, это вопрос мира и экономического процветания. И как бывший президент страны я приложу все усилия, чтобы Сербия не свернула с этого пути", — пообещал председатель Демократической партии Сербии Борис Тадич.
Именно при Тадиче Сербия стала кандидатом на членство в ЕС. Но больше уходящий президент запомнится тем, что при нем Сербия потеряла Косово, выдала евротрибуналу генерала Ратко Младича и лидера боснийских сербов Радована Караджича. И победа Николича — это как ответ сербского общества на поддержку Косова Брюсселем, на то, что в Гаагском трибунале 80 процентов подсудимых – сербы, что обещанных инвестиций Белград от ЕС так и не получил.
Томислав Николич политическую карьеру начал в 91-м, как раз когда прежде единая Югославия трещала по швам. Когда шли одна за другой войны в Хорватии, Боснии, Косове. Он сразу стал членом Сербской радикальной партии, в 92-м стал депутатом и возглавил группу радикалов в союзном парламенте. Когда Югославию бомбил НАТО, Николич работал в правительстве, заместителем премьер-министра.
Он долго был заместителем председателя Радикальной партии, а фактически возглавлял ее, потому что лидер сербских радикалов Воислав Шешель осужден трибуналом в Гааге и находится в тюрьме. В 2008-м Николич создал свою партию, вроде бы считается, менее радикальную. И вроде готовую на интеграцию в ЕС. Но в программных принципах партии два первых пункта звучат жестко. Защита территориальной целостности Сербии. Помощь сербскому народу за пределами границ Сербии, особенно на территории бывшей Югославии.
Николич ночью еще раз подтвердил — да, евроинтеграция, да, экономическое сотрудничество, да, инвестиции. Но Сербия членство в ЕС на признание Косово менять не будет. "Результаты этих выборов показывают — и я обещание сдержу, — что Сербия не свернет с пути в Евросоюз, но будет защищать своих граждан на территории Косово и Метохии. Эти выборы вовсе не референдум: за ЕС или против, – но эти выборы были нужны, чтобы решить внутренние проблемы, которые создал Тадич и Демократическая партия", — заметил Томислав Николич.
Интересно, что до окончания голосования оставалось несколько часов, когда председатель Европейского совета Херман ван Ромпей и глава Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу поздравили Николича с победой на президентских выборах в Сербии. Потом, правда, поздравления с сайта убрали без всяких объяснений, почему они появились.
Европейские лидеры пожелали Николичу успеха, а также выразили надежду на его приверженность процессу евроинтеграции. То есть определенное беспокойство — куда пойдет Сербия — в Брюсселе есть. Еще и потому, видимо, что Томислав Николич никогда не скрывал желания установить более тесные связи с Россией.