Новый президент Франции озаботился вопросами внешней политики. Первой и, пожалуй, главной целью Франсуа Олланда стало налаживание диалога с Германией. Сразу после инаугурации он отправился на встречу с федеральным канцлером. Но не всё пошло гладко — в ход этого визита вмешалась сама природа.
Даже свободному от предрассудков человеку трудно не посчитать это дурным знаком. Через несколько минут после вылета из Парижа в самолет президента Франции ударил разряд атмосферного электричества. Экипаж принял решение на всякий случай вернуться, но Франсуа Олланду очень надо было повидаться с Меркель. Он поменял самолет и полетел в грозу. Вряд ли им суждено стать идейными союзниками. Но важно показать или сделать вид, что перемены в Елисейском дворце не повлияли на внешнеполитические приоритеты Франции.
"Я хотел посетить эту страну по двум причинам. Во-первых, я хотел лично познакомиться с канцлером, чья репутация давно пересекла границы Германии. Во-вторых, потому что я хотел показать, что франко-германские отношения – незыблемый приоритет президента французской республики", — заявил президент Франции Франсуа Олланд.
"Мы хорошо понимаем, что Германия и Франция в одинаковой степени несут ответственность за дальнейшее развитие Европы", — ответила федеральный канцлер Германии Ангела Меркель.
Отправься Олланд с дебютным визитом в какую-либо другую страну, кроме Германии, это на следующий же день привело бы к обрушению евро, который и так испытывает давление в связи с возросшим скепсисом относительно дальнейшей целостности франко-германского ядра Евросоюза.
Подход Олланда к экономике кризиса диаметрально противоположен тому, что разделяли Меркель и Саркози, и который строился на идее жесткой экономии. Меркель и Саркози успели сделать много для того, чтобы привести всю еврозону к своему знаменателю. Главное — это пакт стабильности, подписавшись под которым, все участники клуба обязались строго соблюдать бюджетную дисциплину.
Но позиции канцлера уже не выглядят непробиваемыми на фоне того, что происходит в Греции, где модель спасения через экономию и финансовую помощь по факту разбилась о популизм и нежелание затягивать пояса. Так что вопрос: когда канцлер и новый президент Франции говорят об экономическом росте в Греции, придерживаются ли они одной и той же концепции для решения долговых проблем еврозоны.
"Думаю, все здесь согласятся, что Греция является частью Европейского союза, она входит в еврогруппу, и мы хотим, чтобы так и было в дальнейшем", — сказала Ангела Меркель.
"Мы должны послать сигнал Греции, что Европа готова стимулировать и экономически поддерживать ее, чтобы страна могла выбраться из рецессии, в которой сейчас находится", — считает Франсуа Олланд.
Еще один чувствительный удар Меркель приняла в прошлое воскресенье. Ее партия проиграла местные выборы в стратегическом регионе Северный Рейн-Вестфалия, а правящая там коалиция социал-демократов и "зеленых" по взглядам оказывается ближе к новому французскому президенту, чем к собственному канцлеру. Так что в начавшемся диалоге от Меркель, возможно, потребуется значительно большая гибкость, чем в предыдущие два года кризиса.
Состоится ли партнерство "МеркОлланд", так по аналогии с "Меркози" предлагают называть новую связку, по первой встрече судить трудно. Сегодня Меркель и Олланд просто должны были говорить друг другу приятные слова. Но в конечном счета немцам и французам придется договариваться. И это верно так же, как то, что современным воздушным судам разряды атмосферного электричества не опасны.