На митингах и оппозиционных гуляньях в большом количестве мелькают модно и часто любопытно одетые молодые люди — это хипстеры. Представители новой субкультуры, которая сложилась за время благополучных нулевых.
Например, к хипстерам внимательные наблюдатели отнесли и студента Колю, которого ударил сотрудник ОМОНа, а блогер-среда из-за дрэдов поначалу приняла его за беременную женщину. Сам Коля потом так и не смог внятно объяснить, как попал на Болотную.
Праздно шатающиеся молодые люди — это в том числе и следствие опасных перекосов нашей системы высшего образования. Ежегодно она выбрасывает на улицу сотни тысяч одипломленных выпускников. В прошлом году, например, почти полтора миллиона.
В РСФСР до 1991-го выпускалось в два раза меньше. Рост гуманитариев вообще не поддается подсчету. Там, где раньше было ПТУ, теперь — колледж, вместо техникума — институт, институты превратились в университеты и академии, вместо четырех факультетов — десятки. И везде — пресловутые пиар- менеджеры, политологи, политтехнологи, юристы, статисты, стилисты, журналисты... И все эти молодые люди, с очевидно высокой самооценкой и завышенными требованиями к жизни, пытаются найти себе применение.
Из Нью-Йорка конца 40-х — в Москву двухтысячных. Американские хипстеры середины прошлого века — любители джаза, бездельники и бонвиваны, перебивающиеся случайными заработками. Российский хипстер, воспитанный Интернетом, вышел на свет каких-то лет пять назад, но сразу же прочно обосновался в городском пространстве.
Прожженые модники, они слушают свою музыку — даже если группа отечественная, петь все равно лучше по-английски — читают никому неизвестных скандинавских писателей, смотрят арт-хаусное кино "не для всех". Молодые люди, поставившие стиль во главу угла, скрываются от непривлекательной действительности в собственном выдуманном мире, который состоит из кофеен, клубов, парков, магазинов и социальных сетей.
"Идет молодой человек. Ты не знаешь, как его назвать. Он не похож ни на панка, ни на хиппи. Назови его хипстером — не ошибешься. Это люди, которые родились не при советской власти. Люди, которые воспитаны не при советской власти. И они хотят чего-то другого, — считает журналист Максим Кононенко.
"Я думаю, что они сейчас просто даже не знают, что им не нравится. То есть они ощущают, что слишком много государства, они хотят перемен, смены картинки, но реально не знают, чего хотят", — полагает директор проектов Фонда "Общественное мнение" Лариса Паутова.
В отличие от уже немодных панков или металлистов и все еще модных эмо и готов, называть себя субкультурой российские хипстеры отказываются. Спасать или изменять мир они не хотят. Главное — хорошо выглядеть, разбираться в том, что модно, а что нет, посещать "правильные" — то есть хипстерские — места и внимательно смотреть на Запад, чтобы, не дай Бог, не упустить чего-нибудь нового.
"Это движение объединяет всю модную творческую молодежь со средним и выше среднего заработком. Хипстер — это космополит, человек, вектор которого открыт на весь мир. Он впитывает знания и делится ими", — рассуждает организатор вечеринок Сергей Агасфер.
Знание английского языка — важное условие в мире хипстеров. Великобритания вообще и Лондон в частности для российского хипстера — земля обетованная. Даже идя по московским улицам, в душе он вроде как и не здесь, а где-то на Пикадилли или Оксфорд-стрит.
Внешний вид, как пароль свой — чужой, хипстер — не хипстер: зауженные джинсы, кеды, клетчатые рубашки, футболка с принтом, рюкзак. Сформулировать, что такое хипстерский стиль одежды, не смогли даже профессиональные стилисты самого популярного среди столичных хипстеров магазина.
Они не любят мировые бренды и уверяют: чем дешевле одежда — тем актуальнее, главное — креативность. Творчество ради творчества — вообще краеугольный камень хипстерского мировоззрения, поэтому самые распространенные занятия и профессии — фотограф, дизайнер, модельер, журналист, художник. Глядя на такой образ, сложно предположить, что его обладатель изучает высшую математику или трудится на заводе.
"Важно быть креативным, не сидеть дома, создавать какие-то проекты, открывать какие-то вещи", — говорит хипстер Роман.
Тем, кто талантами обделен, остается самолюбование. "Делать лук" (от английского look — вид или образ) — любимое занятие хипстера. Фотографии себя и друзей-хипстеров, одетых соответствующе, заполняют пространство социальных сетей и домашних страниц. Пошел в магазин за обновками — сделай "лук", размести в Интернете и жди восторженных комментариев друзей.
"Хипстеры — это не андеграунд. Ни в коем случае никакие не левые радикальные молодежные культуры. Это спокойный протест против массы, сырости. Поэтому их называют веселыми инфантильными кузнечиками. Они безмятежные и творческие индивидуалисты", — считает Лариса Паутова.
Веселье и развлечение не прекращаются и ночью. Молодые посетители одного из недешевых заведений щеголяют друг перед другом хипстерскими "луками". Попасть в бар дано далеко не всем. Охрана придирчиво оценит внешний вид кандидата — людей случайных в тусовку не возьмут.
"Тусовка, конечно, есть. Это та целевая аудитория, которая ходит в наш бар. Это состоит из многих деталей", — отметила арт-директор ночного клуба Динара.
Хипстерское движение расслабленного времяпровождения растекается по всей стране. Вот уже хипстеры и в Сибири, и во Владивостоке. Москва и Питер, как водится, спорят друг с другом, чьи хипстеры лучше.
Как настоящий хипстер Максим Степанов телевизор не смотрит: все, что нужно, — новости, кино и музыку — смотрит и слушает в Интернете. Политика, уверяет он, хипстера не интересует до тех пор, пока она не мешает ему наслаждаться жизнью.
"Если ты их не трогаешь, то можно спокойно ходить. Когда что-то затронет тебя, тогда хипстер начинает об этом думать. А так в основном занимается развитием своего вкуса и обменом информацией с другим хипстером", — пояснил Максим.
Российские хипстеры, наследники американских хиппи и битников и британского, как и их западные предшественники, к 30-40 годам в большинстве своем сменят узкие джинсы на строгие костюмы и галстуки, ведь при всей привлекательности жизнь в мире хипстера с миром реальным почти не пересекаются.
"Ни у какой молодежной субкультуры никогда не было идеологии. Субкультура не предназначена для этого. Идеология есть у политической партии, которая ставит своей целью захват власти. Молодые люди еще не социализированы, у них нет семей, они находятся в процессе перехода от иждивенчества, родительского надзора к самостоятельной жизни", — подчеркнул Максим Кононенко.
Альтернативность и непохожесть и есть главная цель. Хипстеры уверяют: они там, где модно, будь то недавно открывшийся ночной клуб или оппозиционный митинг на бульваре. Да и цели у хипстеров в обоих случаях примерно одинаковые: развлечься, провести время в компании друзей и, конечно, сделать очередной "лук".