Группа так называемых "друзей Сирии", которая собралась в пятницу в Париже, планирует усилить помощь сирийским повстанцам и ввести новые санкции против Башара Асада. А госсекретарь США Хиллари Клинтон заявила, что Россия и Китай заплатят за то, что мешают демократическим преобразованиям в Сирии. В самой Сирии тем временем демократические преобразования – по-прежнему в виде боев. Корреспондент "России 1" своими глазами увидел, что боевики всё чаще вооружаются израильскими и американскими винтовками и недостатка в боеприпасах не знают.
- Осторожно! Здесь взрывчатка! Может рвануть!
Солдаты правительственной армии зачищают очередной квартал. Боевики отстреливались в одном из домов несколько дней.
Части регулярной армии уже освободили большинство районов Хомса. Но некоторые еще остаются в руках боевиков. Передвигаться там можно только перебежками – улицы простреливаются снайперами.
Судя по количеству гильз — пуль не жалеют. Местных жителей тоже. "Вот мне сюда попали, и сюда – навылет, — показывает свои раны житель Хомса Анор Камар. — Как жив остался, одному Аллаху известно".
Военные показывают трофеи. Кроме привычных "Калашниковых" — в арсенале боевиков американское и израильское оружие. И даже самодельное.
Какой дом выбрать — подсказывали информаторы. Оставляли специальные знаки – крест — там, где сторонники президента Асада. Большинство из них теперь убиты. На стенах надпись: "Так будет с каждым, кто поддерживает режим".
По словам солдат, в один из домов бандиты ворвались поздно ночью, всех, кто был, зарезали, а дом потом подожгли. Судя по обгоревшим костям, которые так и лежат на полу, проживали в нем не меньше десяти человек.
Без преувеличения самая страшная часть еще недавно миллионного Хомса — квартал Баб-Амр сегодня называют кварталом-призраком. Сначала несколько месяцев его обстреливали из минометов бойцы так называемой Сирийской свободной армии. Потом утюжили танками правительственные войска, выбивая бандитов.
- Сахар?
- Да, сахар. Еще порох. Ну, и другие компоненты. Здесь террористы делали взрывчатку.
Здесь не осталось ни одного целого здания. Видно, что люди бежали отсюда в спешке. Одежда, вещи — все, что позже не вынесли мародеры, так и лежат в домах. Тем, кому уходить было некуда, продолжают жить среди развалин, без газа и воды.
"Все продукты, которые у нас есть — от "Красного креста". Раз в неделю они привозят сюда гуманитарную помощь. Мы с мужем вдвоем остались. А в Дэйр-эз-Зор у меня убили брата и всю его семью", — говорит жительница Хомса Мона Шувата.
Между тем всего в нескольких километрах — обычная жизнь. Работают кафе и магазины. Люди без страха ходят по улицам. Некоторые районы третьего по величине города Сирии, долгое время считавшегося оплотом оппозиции, боевики даже не пытались занять.
"Руководство обязалось через 20 дней все сделать, как раньше, и даже лучше", — рассказывает житель Хомса Хабиб Зейну.
Ясно, впрочем, что на восстановление Хомса уйдет не один год. Еще сложнее, кажется, начать диалог. Идти на уступки не готова ни одна из сторон. Бои между повстанцами и армией каждый день идут на севере Сирии — в провинции Идлиб, и всего в нескольких километрах от Дамаска — Думе. Под Хомсом сегодня снова взорвали нефтепровод.