Погибших в автокатастрофе вспоминали в доме-интернате, где воспитывались подростки. На церемонию пришли и организаторы фестиваля для детей с ограниченными возможностями. Именно с этого мероприятия, с наградами и медалями, возвращались ребята и педагоги в момент, когда произошла трагедия. А воспитанникам детского дома не рассказывают о гибели их друзей.
Зажженные свечи, слезы и молчание. Выразить словами то, что сейчас чувствуют коллеги и друзья погибших, очень сложно. Пятеро детей — воспитанники детского дома-интерната номер 7 на юге Москвы. С ними — воспитательница и ее муж. В тот день они возвращались с фестиваля для детей с ограниченными возможностями с подарками, грамотами и медалями: трое — победители ежегодного городского конкурса. Лучшие в номинации "живопись".
"Это был самый счастливый день у некоторых. Их наградили как лауреатов конкурса, они победили, потому что хотели жить, любили жизнь, стремились познать, но жизнь была оборвана", — один из организаторов конкурса вспоминает о ребятах с особой теплотой. Говорит, многие участвовали не первый год. К своему творчеству они относились очень серьезно, готовились заранее, тщательно продумывали сюжет, композицию. Сначала проходили отборочные этапы, потом — волнительный финал. А когда ребята поняли, что выиграли, едва смогли справиться с эмоциями.
"Они подходили, обнимали, были счастливы, мы им устроили праздник, с подарками... Посмотрите, какие краски...", — рассказывает организатор фестиваля актер Евгений Герасимов.
Уютная Венеция, холодное побережье, деревенский дом. Места, где они никогда не были, но очень тонко их чувствовали. Работы высоко оценили даже иностранные туристы — хотели купить несколько полотен. А в финале, вспоминает Евгений, произошел курьез. Не нашлось ленточек для медалей. Пришлось позаимствовать их в музее на Поклонной горе, где проходил праздник. В итоге на шее красовались похожие на георгиевские — ленты в честь победы в войне против Японии.
"Мы на эти ленточки надели медали победителей. И было символично: те наши ветераны погибли ради жизни этих молодых людей. Их картины, они потрясающие, в них такая жизненная энергия..., — говорит Евгений Герасимов. — Когда этот подлец на скорости 200 километров в час размазал группу детишек вместе с двумя педагогами, откуда мы узнали, у них были медали? По медалям узнали, что произошла эта трагедия…"
Ребят пытались научить не стесняться, раскрывать свой талант, чтобы в будущем они могли посвятить себя творчеству. С участниками фестиваля работали лучшие мастера по декоративно-прикладному искусству России.
- Их педагог была замечательная женщина!
В самом интернате воспитателя Ольгу называют святым человеком. Своих детей у нее с мужем не было, все собиралась завести, но не успела. Себя и время отдавала интернату. Ребят уважала, даже разговаривала с ними на "вы", учила рисовать и не бояться жизни.
"Это были таланты во всем: пели, плясали, рисовали, это была лучшая группа. Негодяй! Нет тебе места на этой земле", — плачет сотрудница дома-интерната.
О том, что их друзья погибли, воспитанникам интерната пока не говорят. Пытаются оградить их, потому что психика может не выдержать такой сильной травмы. На постоянные вопросы отвечают пространно, рассказывают, что ребята приболели, и пока в больнице. И, похоже, сами до конца не верят, что они больше не вернутся.