Дмитрий Медведев: в борьбе с коррупцией власть обязана двигаться вперед


ТАСС


ТАСС


ТАСС


ТАСС

В российском образе жизни и мироощущении все настолько перемешано, что в ходе беседы журналистов пяти каналов с премьером Дмитрием Медведевым разговор шел на стыке политики, экономики и культуры бытия.

Очень символичная пробка на главном шоссе России — трассе М10 "Москва — Санкт-Петербург". Безумный парадокс: с одной-то стороны, вся эта история свидетельствует о том, что все даже и неплохо. Конечно, звучит это как издевательство, но такие пробки свидетельствуют о том, что в России число автомобилей на душу населения стало приближаться к стандартам обеспеченных стран. Так, согласно британскому сервису Yahoo News UK&Ireland, первая такая пробка-издевательство длиной, правда, всего в 20 миль — 32 километра — была зафиксирована 14 августа 1969 года в штате Нью-Йорк в США — народ рванул на рок-фестиваль. Куда серьезнее, длиной в 175 километров, была пробка на автотрассе Париж — Лион во Франции в 1980-м — дорожники и полиция не справились с потоком, который возвращался с горнолыжных курортов. С тех пор, правда, Европа и Америка стали передвигаться куда резвее, а эстафету перехватили страны БРИКС. 9 мая 2008 года пробка длиной в 292 километра образовалась в бразильском Сан-Паулу, который часто сравнивают с Москвой. 14 августа 2010 года на подъезде к Пекину в КНР образовалась пробка вроде бы и короткая (всего-то 96 миль), но рассасывалась она рекордные 11 дней. При этом стоит заметить, что, например, смешные по российским меркам "около нуля" в эту среду практически парализовали такую передовую страну, как Британия.

До начала интервью с Дмитрием Медведевым пяти телеканалам журналисты успели обсудить эту тему с премьером и по всеобщему согласию с сожалением заметить, что многое в таких проблемах связано не только с растущими доходами (отсюда столько машин) и не только с плохой работой дорожников (что очевидно), но и с низкой культурой российских водителей. Мы и на трассы выезжаем на летней резине и норовим выскочить на встречную, перегородить все движение. В российском образе жизни и мироощущении все настолько перемешано, что в ходе беседы с премьером журналисты часто говорили именно на стыке политики, экономики и культуры бытия. Взять например, тему пьянства за рулем.

- Вы недавно эффектно "въехали" в кадр на черном BMW и предложили повышать штрафы за вождение, за преступления, совершенные водителями в нетрезвом виде. Думаю, никто не будет спорить, что водители, которые садятся за руль пьяными и, не дай Бог кого-то убивают, должно быть жестко и даже жестоко наказаны. Но все же, вам не кажется, что, предлагая штраф в 500 тысяч рублей (эта сумма очевидным образом превышает средний годовой доход многих, если не большинства россиян), вы всего-навсего создаете очередную коррупционную кормушку, когда люди будут вынуждены откупаться от такого очевидно нереального штрафа, как они в других случаях откупаются от тюрьмы, от лишения прав, если говорить о водителях? — спросил ведущий НТВ Алексей Пивоваров.

- В отношении размера штрафа я сказал: давайте обсудим. Я не настаиваю на том, чтобы штраф был именно такой. Но он должен быть весовым. На мой взгляд, он должен за такого рода правонарушения — управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения — отбить желание садиться за руль пьяным. Наверное, со мной не все согласятся. Мне неоднократно говорили: верните небольшое количество промилле, сделайте, как в большинстве европейских стран. Я специально посмотрел — самое большое количество промилле допускается в США. Можно выпить несколько стаканов вина, прежде чем сесть за руль. Но мы с вами говорим как раз о том, что мы живем в конкретных условиях, в конкретной стране, где на самом деле очень много пьют. И если разрешить употребление алкоголя перед тем, как садится за руль, очень значительная часть водителей будет воспринимать это решение как сигнал о том, что можно выпить и поехать. А там, где легкая доза, может быть и другая доза, — уверен премьер-министр.

Россия — страна разная. Одной из самых ее своеобразных сообществ являются работники московских телеканалов — и универсальных, и целевых. Считаю, что мы первыми и сами должны признаться в том, что иной раз нашего брата слишком увлекает не суть событий (например, пенсионная реформа и суть спора о накопительной и распределительной частях пенсий), а окружающие их политические — особенно аппаратные — интриги. Впрочем, в известной степени мы являемся жертвами того, как невнятно (или слишком заумно) все это формулируется чиновниками и экспертами. В этой связи крайне важным эпизодом разговора с Дмитрием Медведевым стало то, как именно премьер за своих подчиненных, наконец, объяснил, в чем необходимость ревизии пенсионной системы.

"Мы посчитали, что будет происходить с трудовой пенсией гражданина РФ, родившегося в 1966 году, и гражданина, родившегося в 1967 году. Я не попадаю в эту категорию. При нынешней системе накоплений пенсия гражданина 1966 года, которая не включает в себя накопительный элемент, получается на 15% больше, чем пенсия гражданина, который родился в 1967-м и последующих годах. То есть получается, что трудовая пенсия с накопительным элементом меньше чисто распределительной. Зачем же тогда накапливали? Это точно нужно поправить", — уверен Медведев.

Именно премьер-министр взял на себя смелость откровенно сказать, что расчеты пенсионных преобразований образца 2002 года (при его предшественнике Касьянове) оказались неверными. Собственно, одной из тем беседы и стал не абстрактно-аппаратный, а именно политический вопрос — о разоблачениях коррупционеров во власти.

- А вы не опасаетесь того, что, нанося удар по коррупционерам, наносите удар и по власти, по себе?

- Это на самом деле серьезный вопрос, потому что всегда, когда власть предъявляет результаты такого рода работы, у общества возникает вопрос: а остальные-то какие, насколько они соответствуют требованиям закона? Поэтому когда начинается работа по искоренению коррупции, эти проблемы могут возникнуть. И это уже выбор для власти — постараться отгрести или двигаться вперед. Я думаю, что у нас нет другого выхода, — мы обязаны двигаться вперед, даже несмотря на то что кому-то будет неприятно.

И, конечно, отдельная тема беседы с Медведевым как с лидером обладающей думским большинством партии — принятые за последние месяцы законы, которые волнуют именно политически активную часть общества, — про митинги, про Интернет, про клевету, про НПО и "иностранных агентов". Об этом Дмитрия Медведева спросила телеведущая РЕН ТВ Марианна Максимовская.

- С кем мы боремся? Если можно было бы сейчас подытожить тему последних принятых законов, ужесточающих все и вся вокруг (ограничение прав курильщиков или невообразимые штрафы для автолюбителей), получилась бы какая-то закономерность. Люди вышли на митинги — закон об ограничении возможности проведения этих митингов. Люди начали это критиковать — закон о клевете. И так далее. Это просто совпало? И считаете ли вы, как многие в стране, все последние ужесточающие законы реакционными? Наступило ли в стране похолодание, как вам кажется?

- Мой ответ: конечно, нет. Я не считаю, что это тренд. Я не считаю, что эти законы реакционные. В бытность работы президентом я тоже подписывал, инициировал законы, которые были направлены на ужесточение ответственности за те или иные действия. Вы же не считаете, что законодательство того периода было репрессивным или реакционным. Другое дело, что есть набор ожиданий, и они очень часто абсолютно не стыкуются с реальными событиями, которые происходят в стране. Есть набор законодательных решений. Все это выстраивается в некие представления о том, что это репрессивный тренд. Я считаю, что судить о том, каков политический режим, что происходит в стран, с политической системой, с правами граждан, можно по реальным действиям, которые вытекают из принятых законов. Если наберется совокупность фактов, свидетельствующих о том, что эти законы неправильные, что они бьют по интересам граждан, отдельных политических групп, тогда они требуют корректив.