Тема:

Акт Магнитского 2 года назад

Повод Магнитского. Поиск виновных отходит на второй план

Лозунг борьбы за права человека, в который раз поднимается на флаг теми, кто разогревает экономическую и политическую конфронтацию. Сенат США хочет распространить законопроект под названием "Сергей Магнитский — верховенство закона и ответственности" на весь мир.

Лозунг борьбы за права человека, в который раз поднимается на флаг теми, кто разогревает экономическую и политическую конфронтацию. Сенат США хочет распространить законопроект под названием "Сергей Магнитский — верховенство закона и ответственности" на весь мир.

Сенаторы подготовили расширенную версию закона, уже одобренного Палатой представителей. Предлагается сделать его действие универсальным для использования в отношении лиц не только российского, но и любого другого гражданства. Тот же принцип желательно распространить и на имущество тех, кого в США признают виновными в коррупции и нарушении прав человека.

Во всем этом процессе обращают внимание на себя отдельные ключевые моменты.

Даже нынешний "Список Магнитского", официально нигде не публиковавшийся, по разным данным включает в себя шесть десятков имен. При этом представить прямую причастность большинства из них к смерти Сергея Магнитского в СИЗО "Матросская тишина" 16 ноября 2009 года весьма проблематично. А ведь список далеко не закрытый. Его предполагается в будущем расширять. Причем международный комитет сената США хочет разрешить госсекретарю добавить в "список Магнитского" секретный раздел, если этого потребуют интересы государственной безопасности. Таким образом, может создаться ситуация, когда тот или иной человек вполне легально окажется на территории США и уже там попадет под местную юрисдикцию в связи с обнаружением его фамилии в списке нового закона.

Тесные экономические и политические связи США с большим рядом европейских (и не только) государств позволят распространить влияние американского закона и на их территории. В сочетании с планируемой засекреченностью "списка" это дает возможность тотального преследования любого, кого госдепартамент США сочтет коррупционером или нарушителем прав человека. Далеко не каждому в такой ситуации удастся укрыться на территории посольства той страны, которая не обязана выдавать США лиц, подозреваемых в нарушении американских законов, как это сейчас происходит в истории с блокадой Джулиана Ассанжа в здании посольства Эквадора в Лондоне.

Из гражданско-правовой области закон "Магнитского" перемещается в политико-экономическую плоскость. Об этом свидетельствует привязка его принятия к отмене поправки Джексона–Вэника и установлению между Россией и США нормальных (а не ограниченных) торговых связей.

Таким образом, дело Сергея Магницкого, по мнению правозащитников, не получившее должной правовой оценки и не выявившее истинных виновников смерти аудитора британского инвестиционного фонда Hermitage Capital Management, из самостоятельного предмета разбирательства превращается лишь в повод для политического давления. Характерным подтверждением этого можно считать одобрение Европарламентом рекомендаций Совету ЕС о введении санкций против российских чиновников, причастных к "делу Магнитского", которое, как отметили в российском МИД, не имеет ничего общего с восстановлением справедливости.