Сегодня сенат США приступит к рассмотрению так называемого "списка Магнитского". Официально он называется "Sergei Magnitsky Rule of Law Accountability Act", что примерно можно перевести как "Закон Сергея Магнитского об ответственности [перед] верховенством закона". В случае принятия этого закона и его последующего подписания президентом США, закон Магнитского запретит въезд в страну ряду российских чиновников и арестует их зарубежные счета.
Напомним, Сергей Магнитский скончался 16 ноября 2009 года в больничном корпусе СИЗО "Матросская тишина" посла 11 месяцев заключения. Официальной причиной была названа острая сердечная недостаточность. В просьбе о повторном судебно-медицинском обследовании родственникам Магнитского было отказано. По утверждениям адвокатов, смерть Магнитского стала следствием отказа администрации СИЗО предоставить ему необходимую медицинскую помощь. Инцидент всколыхнул российскую и мировую общественность, и привлек внимание журналистов к подробностям дела, из-за которого он был арестован.
Летом 2007 года российское отделение фонда Hermitage Capital было заподозрено в уклонении от уплаты налогов. В офисах компании прошли обыски, в ходе которых были изъяты документация фонда и печати фирм, с использованием которых фонд работал в России. Спустя некоторое время, эти фирмы сменили владельцев, а затем потребовали вернуть им излишне уплаченный НДС в размере 5,4 млрд рублей, что было сделано всего за один день. В октябре 2008 года Сергей Магнитский указал на эти факты во время дачи показаний, а 24 ноября был арестован по обвинению в том, что помог главе Hermitage Уильяму Браудеру уклониться от уплаты налогов.
2 декабря 2009 года виновным в хищении 5,4 млрд рублей из бюджета был признан генеральный директор ООО "Парфенион" Виктор Маркелов, который организовал хищение в особо крупном размере "по предварительному сговору с неустановленной группой лиц". Он был осуждён на пять лет колонии общего режима, при этом следователи, прокуроры, судьи и налоговые инспекторы, которые были указаны в расследовании Магнитского, не были привлечены к ответственности и никакого участия в процессе не принимали. В итоге, несмотря на многочисленные жалобы адвокатов и родственников Магнитского, никто один из указанных в его расследовании чиновников не понёс наказания, а многие даже получили повышение по службе. Недавно дело против Сергея Магнитского об уклонении от уплаты налогов было возобновлено, несмотря на протесты его семьи.
В итоге, после многочисленных обращений адвокатов и родственников Магнитского и правозащитных организаций 26 апреля 2010 года сенатор Билл Кардин, совместно с сопредседателем комиссии Конгресса США по правам человека Джеймсом Макговерном, предоставил государственному секретарю Хиллари Клинтон список имён и предложил принять закон, запрещающий перечисленным в нём лицам въезжать на территорию Соединённых Штатов, а также замораживающий их финансовые счета. Сам список засекречен, но его фигуранты в общих чертах известны: это следователи, которые вели дело Магнитского, начальники СИЗО, создававшие ему невыносимые условия содержания, тюремные врачи, отказывавшие в оказании медицинской помощи, а также инспекторы налоговой службы, причастные к хищению миллиардов рублей из бюджета.
Принятие "закона Магнитского" вызывает резкую критику со стороны российского руководства. Президент России Владимир Путин, несмотря на свои заявления о том, что дело Магнитского –"трагедия" и о том, что "виновные должны быть наказаны", считает выборочные санкции в отношении российских граждан грубым вмешательством во внутреннюю политику и обещает "принять адекватные меры". Премьер-министр Дмитрий Медведев, наравне с симметричным, не исключает и "ассиметричный ответ". О том, что скрывается за словами первых лиц государства, корреспондентам "Вести.Ру" рассказал заместитель генерального директора центра политической конъюнктуры России Алексей Юрьевич Зудин:
"Какой бы ни была трагичной смерть Сергея Леонидовича, его дело давно перешло из уголовной плоскости в политическую. "Закон Магнитского" превратился в инструмент давления, наравне с поправкой Джексона-Вэника, которая изначально была принята из-за противодействия еврейской эмиграции со стороны советских властей. В этом смысле российским властям, безусловно, необходимо принять похожий список. Скорее всего, в него войдут сенаторы и конгрессмены, участвовавшие в разработке и голосовании по этому закону, а также другие причастные к нему лица. По поводу ассиметричных мер я не уверен – возможно, это просто фигура речи, а возможно, имеются в виду какие-то меры в других областях. В любом случаем, российско-американское сотрудничество продолжится, несмотря на все списки и законы, и мне кажется, что, принимая решение об ответных мерах, российские руководители постараются этим отношениям не навредить".
Президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов считает, что наилучшим выходом было бы использовать силу выпада противника против него самого:
"Ни для кого не секрет, что российская элита плотно завязана на Запад. На мой взгляд, ассиметричным, и при этом адекватным ответом могла бы стать борьба власти с выводом капиталов правящей элиты за рубеж, так сказать, его репатриация. Конечно, в приказном порядке, это сделать трудно президентские указы должны идти в жёсткой привязке к внутреннему экономическому законодательству. Что касается международной составляющей, то этот вопрос, равно как и вопрос об офшорных зонах, можно поставить на саммите "двадцатки", который в июле 2013 года будет проходить в .Санкт-Петербурге Львиная доля российского капитала находится в руках довольно ограниченного круга лиц, поэтому здесь можно было бы использовать так называемую "настройку в ручном режиме", создавая для ключевых игроков политическую и экономическую мотивацию, в первую очередь, ориентацию на внутренний импортозамещающий спрос. Конечно, можно создать аналогичные списки по громким политизированным делам – делу Виктора Бута или делам о жестоком обращении с приёмными детьми из России, однако, на мой взгляд, было бы гораздо разумнее использовать этот громкий повод для решения внутренних проблем".
Какими бы ни были ответные меры российской стороны, очевидно, что у Соединённых Штатов появился новый рычаг давления взамен старого. По всей видимости, до тех пор, пока интересы российской элиты будет сосредоточены, главным образом, за её пределами, а главными угрозами для неё будет отказ в выдаче виз и заморозка зарубежных счетов, количество желающих использовать этот рычаг будет только расти.