В Еврокомисии кипрский демарш встретили политкорректно холодно: отвергнув предложение евро-кредиторов, Кипр должен представить свои предложения по изысканию необходимых 6 миллиардов евро, не нарушая устойчивость госдолга. И в этом главная загвоздка. ВВП Кипра по меркам ЕС крохотный — всего 17 миллиардов евро.
По правилам, "евротройка" не может дать острову больше 10 миллиардов евро. Иначе госдолг зашкалит за допустимый лимит 140 процентов ВВП и станет неуправляемым. Именно поэтому Брюссель и потребовал от Никосии "прошерстить" частные банковские счета. Главный неофициальный лоббист этой схемы Ангела Меркель открытым текстом обрушилась на киприотов. Во-первых, негоже члену еврозоны искать помощи на стороне, а во-вторых, следует навести порядок в раздутой и непрозрачной банковской системе.
"Важно, чтобы у Кипра был устойчивый банковский сектор. Сегодня назвать его таким нельзя. Банки переживают тяжелое время из-за того, что их бизнес-модели не работают. Помощь, которую мы предоставляем за счет средств из фонда Европейского механизма стабильности, должна быть направлена на то, чтобы решить эту проблему", — заявила федеральный канцлер Германии Ангела Меркель.
Официальное заявление сделал ЕЦБ: пока центробанк продолжит обеспечивать остров ликвидностью. Но сразу 2 министра финансов — Германии и Австрии как бы случайно проговорились: если Никосия срочно не представит свой план спасения, на европейскую кассу она может не рассчитывать. Кипрские банки вряд ли откроются 22 марта, а могут и не открыться вообще. Послу Польши не хватило наличных на банальную стрижку.
Просить помощи у Бога: подмоги не моральной, а материальной. Парламент в Никосии под ликование толпы отклоняет план Евросоюза. Спасать остров от банкротства за счет средств вкладчиков не будут. Но радость денег не приносит. И президент Кипра идет на поклон к главе церкви.
"Все богатство церкви в распоряжении страны, чтобы не рухнула финансовая система. Мы должны надеяться на свои силы, а не на помощь иностранцев", — отмечает архиепископ Кипрский Хризостом Второй.
Церковь и ее золото киприотов уже выручали, сохраняя веру еще и в стабильность экономики. Продавали земли, покупали акции кипрского центробанка. Кстати, ценные бумаги в обмен на то, что деньги останутся на кипрских счетах, предложил крупным вкладчикам и президент Анастасиадис. И какие бумаги — "газовые облигации". Разработка месторождения в кипрских водах еще не началась, но, по мнению экспертов, запасов газа здесь на 300 миллиардов евро.
"Евросоюз ставит над нами эксперимент. Нас загоняют в трудности, чтобы добиться контроля над нашими газовыми и нефтяными месторождениями", — отметил заместитель председателя Демократической партии Кипра Никос Клеантхус.
Отказав Евросоюзу вводить налог на депозиты, Кипр проблемы не решил. Чтобы избежать банкротства, 17 миллиардов евро взять негде: переговоры идут и с Россией, и с Евросоюзом.
"Представители всех партий ведут переговоры. Они пытаются разработать альтернативный способ решения проблемы — "план В". Но в чем именно он заключается, знают только они", — разводит руками официальный представитель правительства Кипра Христос Стилианидис.
Снять средства в банкомате — там, где банкноты еще остались, можно. Но очевидно, когда говорят о деньгах на кипрских счетах, речь вовсе не о пятиевровых купюрах. Офисы банков по-прежнему закрыты. Но как только банки откроются и безналичные расчеты будут разрешены, финансисты уверяют — отток капитала с райского острова будет колоссальным.
Некоторые подсуетились заранее. На первой полосе одной из кипрских газет — скандальный рассказ о том, как высокопоставленные кипрские чиновники успели вывести за рубеж 4,5 миллиарда еще до сообщений о кризисе. И в аэропорт Ларнаки летят самолеты: кто-то за деньгами, кто-то с ними. Великобритания отправила своим военным миллион евро наличными. На случай, если деньги кончатся даже в банкоматах.