Прокуратура в США предъявила обвинение в препятствовании правосудию и даче ложных показаний двум студентам из Казахстана, замешанным в деле о теракте Бостоне. Аналогичное обвинение предъявлено третьему задержанному, гражданину США.
В оранжевых арестантских робах и в кандалах, надетых на руки и на ноги — таковы американские судебные традиции. Камера с вертолета, вероятно, выхватывает тот самый момент, когда троих однокашников — младшего Царнаева заводят в здание, усиленно охраняемое полицией.
Двое из них — казахи Диас Кадырбаев и Азамат Тажаяков — уже попадали в поле зрения следователей и СМИ. Сначала из-за экстравагантного переднего номера на черном BMW 330XI — "Террорист N1". Затем засветились фото, которое было обнаружено в Сети.
На нем Кадырбаев и Тажаяков рядом с Джохаром Царнаевым на площади Таймс-сквер в Нью-Йорке, которую Царнаевы, по некоторым данным, собирались взорвать. После терактов на Бостонском марафоне Диаса и Азамата уже арестовывали за нарушение миграционных законов — истек срок студенческих виз.
Третий обвиняемый — американец — Робел Филлипос. После заседания суда его мать так и не проронила ни слова. В обвинительном заключении ФБР говорится, что Робел Филлипос солгал следователям, и вместе с Диасом Кадырбаевым и Азаматом Тажаяковым пытался уничтожить улики.
Все трое признались в том, что вечером 18 апреля 2013 года они вынесли из комнаты Царнаева рюкзак, а Тажаяков и Кадырбаев также признались в том, что решили избавиться от него, узнав из новостей, что Джохар подозревается в том, что он является одним из соучастников взрывов во время марафона.
В рюкзаке были фрагменты фейерверка и банка вазелина. А так же ноутбук, на котором якобы учились собирать бомбу. Вот что искали сотрудники ФБР на свалке и большинство улик нашли. Следователи так же обнаружили смс от 18 апреля, в котором Диас Кадырбаев написал Джохару Царнаеву: "Ты похож на разыскиваемого". Тот ответил "lol", что на интернет-сленге значит "смешно". И добавил: "Зайди в мою комнату и забери все что хочешь".
"Мы обсуждаем и постараемся опровергнуть в суде голословные заявления властей, включая то, где говорится, что Кадырбаев сразу же узнал обвиняемого по фотографии. Подзащитный уже говорил ФБР. Он не знал, что найденные вещи, принадлежавшие Джохару Царнаеву, использовались в изготовлении бомб или имели какое-то отношение к теракту, или вообще – представляли хоть какое-ту ценность для следствия", — говорит адвокат Диаса Кадырбаева Роберт Шталь.
У адвокатов, которых наняли обвиняемым, общая линия защиты — все отрицать. Насколько успешна окажется эта стратегия, станет ясно позже — на стадии разбирательства по существу. Пока же всем троим новым фигурантам дела суд выбрал одну меру пресечения — арест до 14 мая. Отец Диаса уверен в том, что сын не виновен.
"Про своего сына скажу, что он отлично закончил школу, хорошо в математике соображает, помогает всем, даже когда не просят, но видит, что людям нужно помочь", — говорит Мурат Кадырбаев.
Арестованным Кадырбаеву и Тажаякову грозит до 5 лет тюрьмы, американцу Робел Филлипосу — до 8 лет. У него дополнительная статья — дача ложных показаний. Плюс еще 250 тысяч долларов штрафа каждому.