Глава крупнейшей социальной сети Рунета “ВКонтакте” Павел Дуров заявил о себе в качестве “enfant terrible Рунета”, выступив сразу с двумя громкими статьями на специализированном сайте Roem.ru.
Первая посвящалась тому, что видеохостинг на самом деле не делает ресурс популярным. По словам создателя "ВКонтакте", всего 5% пользователей обращаются к страницам с видеороликами. При этом Дуров не уточняет, сколько времени проводят эти самые пользователи за просмотром видео.
Зато несколько раз оговаривается, что видеохостинг – а именно из-за него больше всего нареканий и критики получает "ВКонтакте" – является еще и убыточным. При этом опять же совершенно не объясняет, зачем соцсеть занимается такой видео-благотворительностью.
Когда же ситуация в комментариях под статьей накалилась и сосредоточилась только на проблеме хранения порнографии в соцсети, глава "ВКонтакте" разразился второй статьей, неожиданно эмоциональной. В ней он прямо заявил, что считает все обвинения соцсети в распространении порнографии несправедливыми. По его мнению, пользователям любого возраста гораздо проще найти порнографические материалы в поисковых системах "Яндекс" и Google.
“Интересно, вы в "Яндексе" и "Гугле" вводить "порно" в поиск пробовали? Там 10 ссылок из 10 будут вести на порнографию. Почему же вы не призываете "Яндекс" цензурировать результаты поиска?”, – задается вопросом Павел Дуров.
Ответы поисковиков не заставили себя ждать. И Google, и "Яндекс" выступили с заявлениями о том, что в отличие от “ВКонтакте” они не хранят видео, а всего лишь индексируют ресурсы, которые есть в сети. И что, например, в поиске Google по умолчанию используется умеренная фильтрация контента, автоматически убирая из результатов поиска изображения и видео "для взрослых". При желании пользователь может повысить степень фильтрации, полностью исключив порнографический и эротический контент из результатов выдачи. Другое дело, что и эти фильтры не совершенны. В "Яндексе" вообще удивились такому сравнению несравнимых по формату компаний.
“Мы удивлены подобным обвинением, особенно странно слышать его от "ВКонтакте". Во-первых, реклама порнографических материалов запрещена законодательством РФ, а "Яндекс" соблюдает российское законодательство, поэтому реклама подобных материалов не принимается к размещению. Что касается поиск, на многих сервисах "Яндекса", например, поиске по картинкам, в поисковых подсказках уже применяются различные технологии фильтрации взрослого контента. Более того, по нашему мнению, если в поисковом запросе явно не выражено намерение найти именно порнографию и ничего другого, то поисковая машина не должна выдавать ссылки на ресурсы с эротическим содержанием”, – заявил пресс-секретарь компании “Яндекс” Очир Манджиков.
Однако Дуров, уверенный в своей правоте, заявил, что "Яндекс" зарабатывает на порнографии, предоставляя доступ к ней c главной страницы и “агрессивно монетизируя поиск по ней”, сопровождая выдачу контекстной рекламой с предложением запрашиваемых услуг. И в качестве доказательства выложил вот этот скриншот.
Справедливости ради надо сказать, что мы ввели то же самое слово в поисковой строке "Яндекса", но не получили никакой контекстной рекламы. Вероятно, скриншот Павла Дурова был старым, либо в компании "Яндекс" быстро реагируют на проблемы.
В компании “ВКонтакте” отказались от комментариев нашей программе. Остается только предполагать, что толкнуло Дурова на ведение дискуссии, столь нетипичной для корпоративного стиля соцсети, к тому же на площадке Roem.ru. И по идее, менее всего в этом обсуждении заинтересован "Яндекс", который готовится к выходу на IPO и в такой “предбиржевой” период компании стараются максимально сократить публичную активность.