В Москве задержан Николай Шадрин, подозреваемый в убийстве, расчленении тела мужчины и людоедстве. Его задержали в собственной квартире. Задержанный сам признался, что часть органов погибшего употребил в пищу.
По данным следствия, задержанный состоял на учете в психоневрологическом диспансере, к тому же был судим. Получается, убийца-каннибал вполне может жить в соседней квартире, и отличить его от обычных людей непрофессионалу невозможно. Об этом в интервью Вестям.Ru рассказал руководитель Центра правовой и психологической помощи в экстремальной ситуации, психиатр-криминалист Михаил Виноградов.
"На бытовом уровне отличить потенциального убийцу, даже душевнобольного или каннибала, сложно. Хотя психически больные люди бывают и агрессивны, но бывают внешне очень приветливы, улыбчивы, а агрессию вынашивают внутри и совершают преступления под влиянием галлюцинаций, под влиянием бредовых концепций, которые у них складываются", – отметил эксперт.
Проблема, по его мнению, не в том, как отличить каннибала, а в том, что за пациентами, выписавшимися из психиатрических клиник, не установлено никакого контроля. "Он давно наблюдался у психиатра, было понятно, что он болен и социально опасен, но закон о психиатрической помощи не позволяет психиатрам принудительно госпитализировать такого больного", – сказал Виноградов. К тому же, такой больной может беспрепятственно покинуть клинику, написав заявление, что он не согласен с госпитализацией.
"Мы никак не можем решить эту проблему. Правозащитники открыли дорогу убийцам, маньякам и каннибалам, добившись изменения законодательства о психиатрической помощи", – продолжил Михаил Виноградов. По его мнению, изменить в действующем законе нужно лишь одну вещь. А именно – предоставить возможность психиатрам принудительно госпитализировать больных. "Сегодня ни один психиатр без согласия человека не имеет право его даже осмотреть – только по представлению правоохранительных органов", – подчеркнул эксперт.
Что касается мнений о предрасположенности человека к каннибализму, о наличии у человека гена, который превращает его в латентного людоеда, их Михаил Виноградов назвал бытовыми предрассудками. "В общечеловеческом понимании людоедство – не просто преступление, а глубокая психическая патология. Гена людоедства мне пока не приходилось видеть и слышать о нем", – заключил эксперт.