Тема 62-го Берлинского кинофестиваля – "Переломы и перемены". За десять дней в Берлине покажут около 400 фильмов. Лента Алексея Мизгирева "Конвой" примет участие в альтернативной программе Берлинале – "Панорама". Вне конкурса на фестивале – фильм "Завтра" режиссера Андрея Грязева об арт-группе "Война". Среди конкурсных лент Берлинале-2012 восемнадцать – мировые премьеры.
Они совсем не выглядят усталыми, хоть и провели в очереди почти двое суток. Без марафонской выносливости в день открытия 62-го Берлинале билета не достать: каждое десятое место в кинозалах выкуплено заранее – журналистом, кинокритиком или знаменитостью. "Марафоном" называют и сам фестиваль – за десять дней в Берлине покажут 395 кинокартин. Или "картин мира" – современного. Общую тему фестиваля директор Берлинале Дитер Косслик сформулировал так – "Переломы и перемены".
"Прошел только один год, как президент Хосни Мубарак перестал править Египтом. Мы старались передать это, рассказать об Арабской весне, составляя программу фестиваля – вы увидите много документальных картин на эту тему. Это также заметно и в художественных фильмах", – рассказывает он.
О переменах, вернее их ожидании – фильм Алексея Мизгирева "Конвой". По сюжету, два солдата, доведенные до отчаяния, сбегают из воинской части. Одного из них вернуть так и не удается. Соревноваться за "Золотого медведя" картина, спродюсированная Павлом Лунгиным, не будет. Лента примет участие в альтернативной, но не менее престижной, чем конкурсная, программе Берлинале – "Панорама".
Они живут в подвале, давно забыли когда обращались друг к другу по имени, а собственных детей назвали Каспер и Мама. Еще одна российская картина вне конкурса – "Завтра" Андрея Грязева – о тех, кто о переменах говорит языком современного искусства – арт-группе "Война". Впрочем, на "художниках-революционерах" список российских картин на Берлинале не заканчивается. Спустя почти век после премьеры, впервые на Берлинском фестивале покажут отреставрированный фильм "Октябрь" Сергея Эйзенштейна и Григория Александрова.
"Революция всегда интересна. Классика всегда интересна. То, что "Октябрь" будет одной из главных сенсаций – это безусловно. У меня не вызывает удивления, что отреставрированная картина классика кино, Эйзенштейна, попала в Берлин", – говорит кинокритик Кирилл Разлогов.
Жизнь беженцев и проституток во время войны в Китае 1937 года – в фильме Чжана Имоу "Цветы войны". Заложники-туристы, захваченные исламистами в "Пленнике" Бриллианте Мендосы. Трагедия 11 сентября – в ленте "Жутко громко и запредельно близко" Стивена Долдри. В сюжете едва ли не каждого фильма-фаворита и претендента на "Золотого медведя" – трагедия и человеческие страдания.
История из жизни американской семьи во времена вьетнамской войны привлекла и Александра Роднянского, недавно продюсировавшего фильм Александра Миндадзе "В субботу" и "Елену" Андрея Звягинцева.
На Берлинале-2012 он представляет американскую картину "Машина Джейн Мэнсфилд". Свой первый англоязычный проект Роднянский готовил с оскароносным актером и режиссером Билли Бобом Торнтоном.
Вслед за бывшим супругом впервые занять режиссерское кресло решила Анжелина Джоли. На Берлинале – мировая премьера ее фильма "В краю крови и меда". История любви серба и боснийской мусульманки, заключенной сербского концлагеря, стала предметом споров еще до выхода в прокат, а саму актрису успели обвинить в романтизации трагедии.
"Золотого медведя" Джоли получить не сможет – картину покажут вне конкурса. А вот кому достанется специальная награда фестиваля, члены жюри во главе с представителем британского арт-хауса режиссером Майком Ли решили задолго до открытия Берлинале. "Золотого медведя" за вклад в кинематограф вручат Мерил Стрип. В течение десяти фестивальных дней покажут восемь фильмов с ее участием, включая и последнюю работу "Железная леди" о британском премьер-министре Маргарет Тэтчер.