Тема:

Нефтяное эмбарго 12 лет назад

Отношения Тегерана и Вашингтона накалены до предела

Европейское эмбарго на импорт нефти из Ирана – условие, при котором Тегеран грозился перекрыть Ормузский пролив, а вместе с ним и третью часть мировой нефтедобычи. Для Вашингтона это верный повод нанести удар. Возможное эмбарго Брюсселя – ответ на старт работ по обогащению урана.

Европейский Союз обсудит эмбарго на импорт иранской нефти 23 января. Технические детали запрета обговорят на неделю раньше, чем планировалось. Одна из причин такой поспешности – желание отделить иранский вопрос от финансовых проблем, которые будут обсуждать на саммите организации в предпоследний день месяца. Впрочем, другая причина выглядит более весомой: накануне МАГАТЭ подтвердило, что Исламская республика Иран приступила к обогащению урана. А на февраль Тегеран запланировал очередные учения в районе Ормузского пролива.

Это явно больше, чем санкции. Европейское эмбарго на импорт нефти из Ирана – условие, при котором Тегеран грозился перекрыть Ормузский пролив, а вместе с ним и третью часть мировой нефтедобычи. Для Вашингтона это верный повод нанести удар. Возможное эмбарго Брюсселя – ответ на сегодняшний старт работ по обогащению урана в окрестностях священного для мусульман города Кум, в секретных туннелях внутри горы Форду, что делает этот ядерный центр малоуязвимым для возможных атак с воздуха. Каскад из 350 центрифуг способен обогащать уран до 20% – это слишком мало для создания ядерной бомбы, но явно много для производства обычного топлива для АЭС. Дипломатические контрмеры Тегерана – турне президента Ахмадинежада по странам Латинской Америки. Первая остановка – в Венесуэле.

"Империалисты говорят, что сейчас прямо из-под этого холма появится атомная бомба, а мы с Ахмадинежадом из подвала президентского дворца будем наводить ракеты на Вашингтон, но это же смешно", – уверяет президент Венесуэлы Уго Чавес.

"Они говорят: мы делаем бомбы. Но мирные люди не знают, как их делать. К счастью, каждый в Латинской Америке знает: эти слова – какая-то шутка", – заявил президент Ирана Махмуд Ахмадинежад.

Смех иранского лидера некоторые сочли нервным. Отношения Тегерана и Вашингтона накалены до предела. Очередной шаг к эскалации – решение иранского суда приговорить к смертной казни Амира Хекмати, американского гражданина, проходившего по обвинению в шпионаже. Примечательно, что это первый такой вердикт в отношении американцев со времен Исламской революции 1979 года.

"Эти обвинения – ложь. Это постоянная практика иранского режима, когда невиновные люди обвиняются в шпионаже по политическим мотивам. Мы требуем немедленно отпустить Амира Хекмати", – озвучил угрозу официальный представитель Белого дома Джей Карни.

Дипломатические маневры усиливаются на фоне военных. Иран начал сухопутные учения неподалеку от границы с Афганистаном, на февраль вновь запланировал морские учения в районе Ормузского пролива. На случай его блокировки Брюссель и Вашингтон уже разрабатывают экстренный силовой план, в районе по-прежнему дежурит американская ударная группа, состоящая и авианосца "Теннеси" и группы боевых кораблей. И пока даже стремления к разрядке не видно. Духовный лидер Исламской республики Али Хаменеи заявил, что Иран не откажется от своей ядерной программы, несмотря ни на какие эмбарго. Министр финансов США Тимоти Гайтнер сегодня в Китае пытается убедить Пекин в более жестких санкциях в отношении Тегерана. Такие же попытки высокопоставленные представители США наверняка предпримут и в Москве.