Газеты сообщили, что "Единая Россия" намерена заменить в наших школах обязательный предмет ОБЖ (основы безопасности жизнедеятельности) на обязательный предмет НВП (начальную военную подготовку). Один единоросс, депутат Журавлёв, готовит соответствующий законопроект, а другие члены фракции "Единая Россия", в том числе и весьма видные, уже заранее заявили, что готовы этот проект поддержать. Так что вполне возможно, ещё в этом году одна трёхбуквенная дисциплина будет вытеснена (по крайней мере, в старших классах) другой, но столь же обязательной трёхбуквенной дисциплиной.
Как депутаты обосновывают нужность возвращения обязательной военной подготовки? Двумя аргументами. Во-первых, срочная служба нынче всего лишь годичная, а за год невозможно подготовить квалифицированного пользователя сложнейшей военной техники. Аргумент слабый. Современных, допустим, тренажёров в школах всё равно не будет, а чем будущему, например, танкисту поможет, что он с 9 по 11 класс по два часа в неделю спал на уроках по НВП и даже однажды уложился в норматив по сборке автомата Калашникова, вообразить сложно. А если оно всё-таки помогает, так ведь и в нынешнем ОБЖ элементы военной подготовки есть. Куда больше-то?
Во-вторых же, и в-главных – патриотизм. Депутат Журавлёв так и говорит: "У нас нет сегодня предметов в школьной программе, которые развивали бы патриотизм. Думаю, НВП поможет решить эту проблему". Это вообще дикость какая-то. Патриотизм развивают родная речь, родная история, родная поэзия. Такие предметы в школе есть, и их могло бы быть больше, кабы учебные часы не отнимались на всякое разное. А убеждение депутата в том, что стрельба в тире и разборка/сборка автомата воспитывают патриотизм, вообще ни на чём не основано. С тем же, если не с большим, успехом можно доказывать, что НВП пробудит в юношах мечты о поступлении в какой-нибудь иностранный легион. Устройство гранаты – оно, знаете ли, абсолютно космополитично.
По-моему, эти упражнения со школьной программой надо прекращать. Вывеску, что ли, повесить – и в Думе, и в других возвышенных местах: "Отстаньте от школы!"? А то ведь доломают её окончательно. Оно, конечно, болезнь старая. Если верить Гоголю (а я не вижу оснований ему не верить), то так было и 200 лет назад. В "Ревизоре" смотритель училищ Хлопов жалуется: "Не приведи Господь служить по учёной части! Всего боишься: всякий мешается, всякому хочется показать, что он тоже умный человек". То есть и тогда "всякий мешался", но мешался всё-таки по мелочам, а большей частью помеха и вообще сводилась к многоумному галдению. Но чтобы всякий, кто ощутит в своих руках некую толику влияния, сразу кидался изменять программу учебных заведений по всей России, такого, кажется, прежде не бывало.
Добрые реформаторы за 10 лет модернизации школы добились абсолютного запрета на какие бы то ни было дискуссии о содержании школьного образования. В образовательной главе "Стратегии-2020" почти прямым текстом говорится: если что и угрожает светлому будущему нашей школы, так только одно – что какие-нибудь злодеи заставят нас вернуться к дискуссиям о содержании. На этом – и только на этом – фоне и возможны чудеса вроде скандального проекта госстандартов для старшей школы.
Депутатам, которые действительно обеспокоены какими-то качественными проблемами образования – да, пожалуйста, хоть тем же уровнем патриотизма выпускников школы – следовало бы не обрушиваться на школу с очередной откровенно непрофессиональной "кавалерийской атакой", а собраться с силами и совершить совершенно необходимый шаг. Снять бессмысленное минобровское табу на дискуссию о содержании школьного образования. Отечественная школа-то ещё жива – её вполне ещё можно сделать лучше. Удачи вам.