Нового президента Сербии ждет непростая работа

Томислав Николич четырежды участвовал в президентской гонке
Томислав Николич четырежды участвовал в президентской гонке
Сербы избрали нового президента — это лидер оппозиции Томислав Николич. Он набрал более 50% голосов. У действующего главы государства Бориса Тадича — 47. Чтобы определить победителя, потребовалось провести второй тур.

Сербы избрали нового президента — это лидер оппозиции Томислав Николич. Он набрал более 50% голосов. У действующего главы государства Бориса Тадича — 47. Чтобы определить победителя, потребовалось провести второй тур. Когда-то Николича называли ультранационалистом. Теперь же он говорит о евроинтеграции и иностранных инвестициях.

Ночной Белград. Празднование сторонников Николича, оппозиции, продолжалось всю ночь. Но, как говорят политологи, исход выборов решили всё же не те, кто голосовал за Николича, а те, кто был против действующего президента Бориса Тадича. Слишком много в последние годы накопилось экономических проблем. Сербы устали от 24-процентной безработицы, от последствий кризиса — вот и прибавилось голосов у человека, который все эти трудности обещал преодолеть.

"Дамы и господа, всё же есть такая вещь, как божественная справедливость, — сказал избранный президент Сербии Томислав Николич. — Сегодня сербский народ избрал меня президентом".

Явка была низкой. Разрыв — всего около трёх процентов, но Тадич свое поражение признал довольно быстро. Тем, кто следит за событиями на Балканах, Томислав Николич известен давно и хорошо. Когда-то он был ярым националистом, возглавлял Радикальную партию — она так и называлась. Во время натовских бомбардировок Югославии работал в правительстве. Были, естественно, резкие антиамериканские и антиевропейские заявления — на этом он строил предвыборные кампании 2004-го и 2008-го, но проигрывал.

С годами риторика сменилась. Николич убавил пыл. Партия новая, называется Прогрессивная, взгляды просто консервативные, национализм умеренный, а вступление в ЕС, против которого Николич когда-то так яростно выступал, теперь, по его словам, разумное решение. "Сербия не отступит от пути евроинтеграции. Сербия хочет защищать своих граждан в Косове, — отмечает Томислав Николич. — Это голосование не было референдумом о том, кто поведёт Сербию в ЕС. Просто кому-то придётся решать многочисленные проблемы, созданные Демократической партией и Борисом Тадичем".

С Евросоюзом сближаться, независимость Косова при этом не признавать, а еще проблемы в экономике и неясная политическая ситуация. Работы у Николича много, и она будет непростой. Взять хотя бы формирование нового правительства. В парламенте — большинство мест у сторонников Тадича и их союзников, так что кандидатуры, представленные Николичем, могут, что называется, "завернуть". С внешней политикой всё гораздо проще — по словам избранного президента, помимо ЕС, главным направлением для Сербии будет Россия.