22 мая был вынесен приговор по делу о подрыве "Невского экспресса". Пожизненные сроки получили четверо обвиняемых — Зелимхан Аушев, а также Бислан, Мурад и Татархан Картоевы. Остальные шестеро членов семьи Картоевых проведут в тюрьме от 7 до 8 лет. Все они входили в террористическую организацию "Братья-мусульман (запрещена в РФ)е" и действовали под руководством боевика, известного как Саид Бурятский. Его уничтожили 2 года назад во время спецоперации.
Пожизненное заключение, которое получили четверо из десяти подсудимых, — это тот самый срок, на который рассчитывало государственное обвинение. Преступникам инкриминировался не только подрыв "Невского экспресса" в 2009 году, но и еще один взрыв того же состава двумя годами ранее. Впрочем, при оглашении приговора это так и не прозвучало, преступники получили наказания за терроризм, убийство, покушение на убийство, изготовление и незаконное хранение оружия.
К моменту оглашения приговора Зелемхан Аушев и девять человек из семьи Картоевых, кажется, поняли — наказание им не избежать, и смирились, пытались шутить и даже танцевать перед камерами, потом опомнились. Им, и правда, грозит огромный срок.
"Сторона обвинения смеется над всем этим. Потому что знают, что нет никаких доказательств. Вам просто надо засудить людей", — возмущался один из обвиняемых.
И, тем не менее, судейская коллегия признала виновными. Сто томов следственных материалов изучались девять месяцев, заседания суда проходили в закрытом режиме под грифом "секретно". Но все же адвокаты подсудимых сомневаются в справедливости приговора.
"Можно за два часа постановить приговор по такому серьезному делу? В практике юристов такого не было, что по такому серьезному делу за два часа выносит такой приговор. Это о чем говорит? О том, что уже мнение суда было сформировано", — отмечает адвокат осужденных Муса Плиев.
И, тем не менее, сегодня можно сказать, что дело о подрыве "Невского экспресса" раскрыто.
"У братьев Картоевых были обнаружены записи учебных фильмов по переделке мобильных телефонов, с помощью которых приводят в действие взрывные устройства. А у Зелемхана Аушева был найден уже собранный телефон, с подсоединёнными проводами и детонатором, идентичный тому, что был обнаружен на месте подрыва "Невского экспресса". В доме у боевиков также была найдено большое количество огнестрельного оружия и компонентов взрывных устройств", — пояснил руководитель управления взаимодействия со средствами массовой информации Следственного комитета России Владимир Маркин.
На месте трагедии поезда до сих пор дают короткий гудок в память о жертвах крушения переполненного "Невского экспресса". К памятному кресту кто-то из местных жителей приносит охапки полевых цветов.
Взрыв произошел 27 ноября 2009 года, самодельное взрывное устройство сработало под локомотивом, но из-за огромной скорости "Невского экспресса" первые вагоны почти не пострадали. С рельс сошли последние три. Более 130 раненых, 28 пассажиров погибли.
Известно, что, прочесывая место происшествия, следователи наткнулись на магазин пулемета "Кедр" с маркировкой. Когда спустя несколько месяцев в ингушском селении Экажево была проведена спецоперация по задержанию членов банды Александра Тихомирова, известного, как Саид Бурятский, в доме у боевиков было обнаружено огромное количество огнестрельного оружия и компонентов взрывных устройств. В том числе и пистолет-пулемет "Кедр" с той самой маркировкой с магазина, найденного на месте ЧП.
Оказавший сопротивление Саид Бурятский и еще несколько боевиков были уничтожены на месте, а 10 человек, которым сегодня был вынесен приговор — это те, кто остался жив после спецоперации.
На обжалование приговора у адвокатов есть 10 дней. Причем вряд ли сроки пребывания в заключении преступников как-то изменятся.