Единороссы ревностно отнеслись к креслу изгнанного депутата "Справедливой России" Геннадия Гудкова и не хотят отдавать его без боя. На помощь готовы призвать Конституционный суд. Справороссы недоумевают и говорят, что действуют по примеру именно "Единой России".
В среду на место Гудкова, чьи полномочия Дума прекратила досрочно, за то, что он вовремя не прекратил заниматься коммерческой деятельностью, должен сесть его однопартиец Александр Тарнавский. Он проходил третьим номером в 67-й группе избирательного списка, по которой шел и исключенный парламентарий. Кандидат "номер два" в том же списке — экономист Никита Кричевский оказался не востребован. Так решили в руководстве "Справедливой России".
Процедура, обещавшая стать рутинным техническим процессом, теперь превращается в схватку за лояльный голос в Госдуме. Это только на первый взгляд имя нового народного избранника ничего не изменит в раскладе думских сил. В конце концов, по закону на место депутата от "Справедливой России" должен прийти его однопартиец. Однако, "эсер эсеру рознь" посчитали в "Единой России".
Обвинения в адрес ЕР, говорящие о том, что партия большинства ратует не за исполнение закона, а за конкретную кандидатуру Кричевского, не лишены смысла. Формулировка, с которой "Единая Россия" намерена обратиться в Конституционный суд, говорит сама за себя. Речь идет не о нарушении конкретного закона, а о нарушении избирательных прав граждан. И действительно, закон "О выборах депутатов Госдумы" напрямую не указывает на жесткую очередность смены мандатов по партийному списку и поэтому апеллировать к нему, скорее всего, бесперспективно. А вот нарушение прав граждан – вопрос полемический.
"Люди голосовали за один список и порядок в нем, а в результате получили абсолютно других кандидатов",— рассказал в интервью "Коммерсанту" вице-спикер Госдумы Сергей Неверов. Формальная логика в этом, наверное, есть. Хотя и трудно представить себе избирателя голосующего за "список" или пуще того за "порядок в списке". Следуя такой логике можно поставить под сомнение и законность присутствия всей фракции "Справедливой России" в ГД. Наверняка найдется не один избиратель, который не представляет себе справороссов в Думе без Гудкова.
В неловком положении оказался и ЦИК. Кандидатуру Тарнавского планируется рассмотреть 3 октября. И делать это придется с оглядкой на Конституционный суд, который еще не принял решения о законности исключения Гудкова, а вскоре, возможно, будет рассматривать законность выдвижения Тарнавского.
Порядок присутствия кандидатов в предвыборных списках партий определяет степень важности того или иного персонажа в составе будущей фракции в ГД. Очевидно, что за минувший год приоритеты эсеров относительно 67-й группы избирательного списка поменялись. Но открыто об этом актив "Справедливой России" не говорит и оправдывает свое решение опытом, который подсмотрели у тех же единороссов.
Переход мандата от Дмитрия Медведева (стоявшего во главе общепартийного списка) к Ирине Яровой, которая выдвигалась по региональному списку от Камчатского края, еще можно отнести к разряду исключений. Но помнят в "Справедливой России" и о том, как нынешний глава комитета по международным делам – телеведущий Алексей Пушков получил свой мандат от министра природных ресурсов Юрия Трутнева, обойдя на партийной лестнице Андрея Климова.
Оправдывая выбор Тарнавского в "Справедливой России" отмечают, что поступили строго по закону. Замглавы фракции Михаил Емельянов ссылается на изменение порядка замещения депутатских мандатов, принятое еще в 2005 году по инициативе "Единой России", согласно которому руководство партии может выбрать любого кандидата из региональной группы.