В эти дни проект "Полет надежды", который проводится на территории Окского заповедника, у всех на слуху. Президент России Владимир Путин посетил заказник и поучаствовал в одном из летных экспериментов организаторов проекта. Об итогах заключительного этапа "Полета надежды" рассказал директор заповедника Юрий Маркин.
- Юрий Михайлович, сегодня "Полет надежды" стал одной из главных новостей благодаря участию в нем Владимира Путина. А как все начиналось?
- Стерхи, или белые журавли, занесены в международную и российскую Красные книги. Это один из исчезающих видов птиц – в дикой природе количество стерхов западносибирской популяции не превышает 20 особей. Полное исследование по этой теме "Реинтродукция стерха: прошлое, настоящее, будущее" было осуществлено мной вместе с коллегами из ВНИИ природы и ямальского фонда "Стерх" и представлено в прошлом году на международной конференции "Журавли Палеарктики" в Волгограде. Необходимо восстановить популяцию, поскольку стерхи гнездятся только в России, поэтому это важный проект для всей страны. К сожалению, браконьерство не только на российской территории, но и на пути миграции птиц к местам зимовки – в Афганистане и Пакистане – практически не оставило шансов на восстановление популяции естественным путем. Добыча нефти и газа в ареале обитания белых журавлей тоже способствует сокращению их численности.
- Проект "Полет надежды" весьма масштабный и предусматривает много различных сложных по исполнению действий. Откуда деньги, кто финансировал эксперимент?
- Проект поддерживает Минприроды РФ, в нем участвуют орнитологи и специалисты ВНИИ природы, а также Окского биосферного заповедника, где создан питомник для белых журавлей, а также ученые из более чем десяти стран мира. Мы изучили опыт наших американских коллег, которым за 50 лет удалось поднять численность стерхов с 12 до 400 особей, и пришли к выводу, что нам необходима программа по внедрению нового метода восстановления популяции – интродукции выросших в неволе птиц в дикую природу. Это очень сложный, тонкий и трудоемкий многосторонний процесс. Поскольку кульминационным и самым сложным моментом во всем этом является приучение журавлей к полету за дельтапланом по маршруту миграции, проект получил название "Полет надежды". В 2005 году газовая компания "ИТЕРА" взяла проект под свою опеку и с тех пор осуществляет финансовую и информационную поддержку. За это время у нас появилось пять мотодельтапланов, чтобы вести птиц к местам зимования, в Окском заповеднике создана новая и модернизирована существующая инфраструктура. Мы нашли новое, идеальное место для зимовки стерхов – на реке Аму-Дарье при границе с Афганистаном, и даже попробовали внедрить в дикую природу несколько десятков птиц. И мы надеемся, что сможем добиться таких же хороших результатов, как американцы под руководством Дж. Арчибальда, главы Международного фонда охраны журавлей.
- Какая еще помощь, кроме финансовой, требовалась в эти годы?
Одной финансовой поддержкой всех проблем не решить, поскольку для достижения цели необходим и общественный резонанс. Общество должно осознавать важность этого проекта, потому что от него зависит будущее стерхов в России. Пресс-туры, заинтересованность публичных персон – все это помогает продвигать идеи спасения белого журавля, привлекать внимание к проблеме, которой должны интересоваться не только орнитологи и ученые. "ИТЕРА" и в этом помогает нам: была организована круглосуточная онлайн-трансляция на сайте еженедельника "Аргументы и факты", проект назвали "Полет надежды. LIVE". И он собрал более миллиона пользователей по всему миру, которые могут в режиме прямого эфира наблюдать за жизнью белого журавля, чтобы лучше понять, как, зачем и почему мы спасаем стерхов. У нас серьезная академическая база – лучше, чем у американцев, но в американском обществе на всех уровнях интересуются экологией, а у нас пока этого нет. И внимание президента – это очередной шаг к тому, чтобы нас услышали.
- Наверное, сейчас все участники проекта довольны тем, что он получил поддержку на самом верху. Что это даст в перспективе?
- Конечно, и Окский биосферный заповедник, где находится питомник, и информационные партнеры, и наши спонсоры рады тому, что президент России проявил внимание к проекту. Мало вырастить птенцов в питомнике – их необходимо научить полету по миграционным путям, в том числе и к новым местам зимовки в Узбекистане – это не столько научная, сколько политическая дилемма. Но поддержка главы государства свидетельствует, что программа будет развиваться и дальше, не только благодаря спонсорам, но и вниманию на самом высоком уровне. Не зря проект называется "Полет надежды". Сегодня у белых журавлей действительно появилась надежда на светлое будущее.