В Большом театре состоится премьера авангардного произведения российского композитора Сергея Невского. Его опера "Франциск" широко известна за рубежом — теперь же ее смогли оценить и российские зрители.
Самая большая афиша на фасаде главного театра страны: такой чести удостоился не Чайковский, не Верди — композитор Сергей Невский.
"Любой человек, который видит свое имя на афише Большого театра – он немножко теряет рассудок. Это совершенно нормальный процесс", — говорит он сам.
39-летний Сергей говорит – о премьере в Большом не мог даже и мечтать, если бы не "Лаборатория современной оперы". Проект придумал молодой режиссер Василий Бархатов. Он уверен – новую академическую музыку в России почти не знают, потому что ее мало исполняют.
"Имена современных русских композиторов существующих – на родине они не очень-то известны и они довольно хорошо востребованы в Европе, а у нас все считают, что оперу прекратили писать лет 100 назад. И оперный жанр – это значит, по-новому все время ставить Чайковского или Верди", — говорит Бархатов.
В ложе Большого театра – ударная установка. Такого точно никогда не было. Музыканты и дирижер – не в оркестровой яме, а прямо на сцене, еще и на возвышении. 17 чтецов, хор и контр-тенор. Главный герой – Святой Франциск. Перед ним, умирающим, проходит вся жизнь. Определяя жанр постановки, классическому слову "драма" композитор предпочитает современное "флэшбэк". В переводе с английского — "воспоминание".
Три сцены этой оперы уже слышали и видели в Австрии, в Италии. Четвертая написана была специально для московской премьеры. Автор музыки, композитор Сергей Невский – выпускник Московской консерватории, потом учился еще в Дрездене и Берлине. С 1994-го года его произведения звучат на фестивалях в Германии, Испании. В России исполняются редко — здесь слушатели предпочитают классику. А театры в репертуар включают то, что нравится публике. Вот и получается замкнутый круг. Хотя в последнее время попытки вырваться из него активно предпринимаются.
"Есть процесс, который начался несколько лет назад на фестивале "Территория", который начался тоже постановкой оперы Десятникова в Большом театре, который начался какими-то экспериментами в Мариинском театре, в театре в Перми и Новосибирске", — говорит Сергей Невский.
Впрочем, публика Большого театра к столь мощному музыкальному потрясению оказалась не готова. Многие из зала уходили, не дождавшись конца — хотя спектакль идет всего-то 50 минут.
"Совершенно душу не трогает, знаете. Может, молодым это интересно. Вообще, зачем люди приходят в театр? Для тепла, для эмоций. Техническая просто неграмотность — читают стихи и в это время звуки заглушают. А стихи несут смысл. Я даже не знаю, к которому моменту поняла, о чем это вообще", — говорит зрительница Раиса Молостова.
Однако идти на поводу у публики организаторы проекта "Лаборатория современной оперы" не намерены. Вкус и интерес к новой музыке — они уверены — нужно развивать. Впереди премьеры еще трех сочинений. А опера Сергея Невского "Франциск" войдет в репертуар Большого театра.