Ответственность за акты вандализма, в ходе которых в Челябинской области и Архангельске были срублены поклонные кресты, взяли на себя члены ранее неизвестного движения под названием "Народная воля". Свое заявление они опубликовали в социальных сетях. Неизвестно при этом, существует ли организация на самом деле или на чужих преступлениях кто-то снова делает себе политическую рекламу. Поисками осквернителей святынь занимается полиция. Свое расследование ведут казаки и активисты православной общины. А к восстановленным крестам уже потянулись паломники.
Это было общее решение всей деревни: новый поклонный крест не устанавливать, в поселок Смеловский Челябинской области вернулась прежняя святыня.
Стянутый металлическими пластинами, восстановленный символ, как и раньше укрепили тяжелыми валунами.
"Спиливали бензопилами. По всей видимости, по почерку даже, это было сделано не из хулиганских побуждений, а именно это объявлена война против православия", — отмечает атаман поселка Смеловский Владимир Астахов.
Поднимается вся казачья станица: и православные, и мусульмане. Поклонный крест теперь охраняют в том числе и ночью.
"Люди недалекие, которые одичали вконец уже. Нет ничего святого, и свалить, спилить крест – считается, может, что какой-то подвиг совершили. Считаю, что это акт вандализма, который несовместим с нормами общечеловеческой морали. И неважно, какая конфессия", — отмечает полковник Оренбургского казачьего войска Виталий Гилев.
В мастерскую смеловской православной общины храма "Преображения Господня", местные жители сами принесли сюда спиленные кресты, теперь приезжают паломники.
"Я бы просил вас, казаков, ведь вы опора и церкви, и государства тоже, предпринять все меры, чтобы найти. А дальше уже, конечно, самосудов нам не надо. Правосудие, и чтобы четко разобрались по закону", — призывает митрополит Челябинский и Златоустовский Феофан.
Уголовное дело возбуждено по статье "Вандализм", но преступников в Челябинской области не нашли: нет и свидетелей, кресты рубили глубокой ночью.
"Христианские убеждения — это удел многих людей в нашей стране, может быть, даже большинства людей в нашей стране. И это великий исторический пласт культуры, пласт цивилизации человеческой. И к ним, как и ко всяким другим религиозным верующим, нужно относиться с уважением, — подчеркнул уполномоченный по правам человека в России Владимир Лукин, а затем переключается на участников "Крестоповала". — Эти люди довольно подлые, потому что они скрылись".
От идеи скрыться вандалы, конечно, не отказались. Но в Интернете, в социальных сетях, как это модно теперь, появляется пресс-релиз. Ответственность, словно это и правда теракт, на себя берет странное движение "Народная воля".
"Порубка крестов РПЦ в поселке Смеловский Верхнеуральского района Челябинской области и в Архангельске, в городском округе Варавино-Фактория, являются частью проводимой нами операции против РПЦ под кодовым названием "Крестоповал". И были совершены боевым крылом нашего движения, летучими боевыми отрядами", — гласит запись в Интернете.
Риторика, как у киевских Femen. В поддержку Pussy Riot в центре украинской столицы полуголая Инна Шевченко, позируя перед камерами, распиливает деревянный крест. Непонятно откуда появившаяся "Народная воля" — тоже за панк-молебен. Но существует ли организация в действительности и откуда у современных так называемых народовольцев свои, как они выражаются, боевые отряды в российской глубинке, где даже нет Интернета, — большой вопрос.
Неизвестных, которые угрожают пилить кресты и дальше, судя по всему, быстро найдут по ip-адресу, что несложно. Но настораживает здесь другое: возникающая параллель. Народовольцы позапрошлого столетия — действительно террористы, убившие Александра Второго.
"Это страшная организация, которая считала возможным, допустимым убивать. И то, что сейчас начинают возникать организации с таким названием — это значит, что они берут в пример те ужасы. Это значит, они берут это как пример для подражания. Сегодня уничтожаются кресты. А что будет завтра, если пример для подражания — это террористы?" – задает риторический вопрос главный научный сотрудник Института российской истории РАН, академик Российской академии естественных наук, доктор исторических наук Владимир Лавров.
"Какая-то театральность во всем этом. Сначала Femen, потом они говорят, что идут в Россию. Задача сейчас — пережить эту смуту, не входить в раж, не становиться актерами этого спектакля, который ставят на наших глазах, спокойно идти к диалогу", — отметил Марат Гельман.
Вступать в диалог с теми, кто, защищая Pussy Riot, рубит кресты, люди по понятным причинам не хотят. Многие понимают: большую роль сыграла популяризация Pussy Riot, пусть незначительной, но все же частью общества, которая называет себя то креативным классом, то рассерженными горожанами. Совершать хулиганство и оскорблять стало будто бы модно. А среди креативных пользователей "Твиттера" и "Фейсбука (запрещена в РФ)" (запрещена в РФ) всегда найдутся те, кто подведет под хулиганство идеологическую базу.
"Самое главное, чтобы люди, в том числе и культурная общественность и интеллектуальная общественность, как бы незаметно для себя не стали пособниками этих террористов. Общество должно объявить своего рода бойкот, жесткий бойкот. И тогда не повторится то, что было в начале прошлого века, когда эти действия, которые сейчас называют всяческими флэш-мобами и так далее потом не превратились в действия, связанные с потоками крови", — предостерегает наместник Сретенского ставропигиального мужского монастыря, ответственный секретарь Патриаршего совета по культуре, член Высшего церковного совета РПЦ архимандрит Тихон Шевкунов.
Прийти сюда и поклониться многие считают своим долгом. На месте преступления в Архангельской области вандалы бросили две пивные бутылки, топор и пилу. Улики теперь в Следственном комитете, фоторобот готов. Первые версии полицейских: на месте орудовали подростки.
"Их было двое. На одного, по описанию свидетелей, составлен фоторобот. На вид лицо, которое совершило данное преступление, 16-18 лет, одет был во все темное", — рассказывает начальник отдела организации дознания УМВД России по Архангельской области Дмитрий Пушкин.
Известен примерный рост. Один из злоумышленников, который сначала срубает, а потом пилит на части поклонный крест, не выше 170 сантиметров. Вероятнее всего, это местный житель. Хотя в поселке в это отказываются верить. И не хотят прощать преступников.
"Нехорошие люди, если вы еще раз нагадите у нас, вам будет очень плохо. Это мы вам обещаем всем Варавином", — предостерегают местные жители.
В архангельской церкви, как и в Челябинской области, батюшки просят не думать о самосуде. Но бригады дружинников сформированы, вандалов местные жители ищут своими силами.