Легенде отечественного телевидения Игорю Кириллову исполняется 80 лет. Главный диктор страны: Кириллов 30 лет вел программу "Время", популярные "Голубые огоньки" и праздничные репортажи с Красной площади. Его голос до сих пор ассоциируется с самыми важными событиями. Правда, сам он для своей профессии придумал другое название — собеседник.
Если звучал этот голос, то было понятно: в стране, в жизни происходит что-то значительное. Тембр, манера, способность придать словам масштаб: и так органично, будто по-другому и быть не могло.
Невозможно представить СССР без программы "Время". Невозможно представить программу "Время" без диктора Игоря Кириллова. Он начал работать в ней в середине 60-х, а последний эфир — в декабре 89-го: больше 30 лет!
Элегантен, сдержан, не занудлив. И это удивляет больше всего. Как ему удавалось читать порой несусветно заскорузлые тексты партийных решений с человеческой интонацией? А документы полагалось читать полностью.
О политической закулисье советского ЦТ Игорь Леонидович рассказывать не любит. Отношения с начальниками, интриги, покровительство и недовольство власть имущих — ему это не кажется интересным. А вот отношения со зрителями — другое дело. И в условиях режимных советских СМИ полунамек полуинтонации, слово, окрашенное личным отношением, могло произвести эффект куда больший, чем ныне горячая сенсация. Зрители принимали эту игру. И писали с благодарностью заговорщиков.
"Они пишут: "Какого-то числа Вы зачитывали важное постановление ЦК. Но в глазах-то у Вас было совсем другое!" – вспоминает Игорь Кириллов. — Потом еще одно такое же письмо. Ну, думаю, переборщил!"
Помимо "Времени" Кириллов вел разные программы — "Телескоп", "Спутник телезрителя". Тогда все рейтинги измерялись числом писем. "По письмам определялось качество передач. Ну, если приходит 100 мешков, например, писем, — это хорошо, — поясняет Игорь Леонидович. — А если 7 мешков, то, "ребята, что-то у вас не получается".
"Голубой огонек" — любимейшая передача советского народа. Здесь были все — Гагарин, Вишневская, Силантьев, Райкин, Андронников. И не сами по себе. За одним столиком с дояркой, шахтером, учителем. И общение было настоящее. Вот когда Игорь Кириллов переставал быть официальным. Давал волю и мыслям и чувствам. Даже сегодня, вспоминая, как он вел "Голубой огонек", посвященный 20-летию Победы, говорит через ком в горле.
"Трудно говорить, конечно, — добавляет сам диктор. – Были ветераны. Они пели песни. Они были такие молодые, такие солнечные! Было здорово!"
В 90-х Игорь Леонидович оказался одним из немногих символов советского телевидения, которому удалось найти место в телевидении новой, революционной ситуации. И не где-нибудь, а в самом авангарде — телекомпании ВИД.
"Я ходил по комнате, я не мог сидеть. Я так за ребят волновался. Я понимал их. Молодые, тельняшку рвут, — вспоминает Игорь Кириллов. — А моя задача была простая: быть мостиком между старшим и младшим поколением. И напоминать им, что была Россия, был Советский Союз. Чтобы народ понимал, что мы переходим в другую жизнь".
Игорь Леонидович Кириллов в любые времена при любых режимах умел показать людям, что можно и нужно относиться к людям по-людски. Как он к тем, кто по ту сторону экрана.