Из Польши в Россию выстроилась гигантская очередь грузовиков. Перегонщики торопятся ввезти в страну купленный в Европе транспорт. Последняя неделя лета оказалась для них "окном", когда можно воспользоваться пониженной ставкой. С 23 августа Россия стала членом ВТО, и таможенные сборы снизились. Но с 1 сентября наша страна вводит новый утилизационный сбор на импортируемые автомобили. В результате ввозимые новые фуры могут прибавить в цене до полумиллиона рублей, а подержанные — почти до двух миллионов.
Пятые сутки Александр Орлов буквально живет в фуре, ожидая своей очереди на въезд в таможенный терминал. В таких же полевых условиях оформления транспортных средств, ввезенных из-за границы, ждут и еще несколько сотен перегонщиков. Сколько еще придется стоять у таможенного акцизного поста, который забит машинами, точно не известно.
"Шоковая ситуация для всех. Никто ничего не знает", — сетует водитель.
Умываться им приходится прямо у трассы, завтракать, обедать и ужинать – в кабине автомобиля. За продуктами ездят за 40 километров на такси, потому что если уехать на грузовике, можно потерять место парковки, а пристроить большую машину даже на обочине трассы очень проблематично.
У российско-польской границы километровые очереди из фур. Машинами забиты и все подъезды к приграничному Багратионовску. Водители вынуждены парковать большегрузы даже на автозаправочных станциях и на газонах. Большие транспортные компании и маленькие частные фирмы, занимающиеся грузоперевозками, спешат ввезти приобретенные за границей фуры и грузовики.
С 1 сентября в России начинает действовать заградительный утилизационный сбор, как мера защиты местного производителя. Новая ставка будет зависеть от объема двигателя, массы транспортного средства и года его выпуска. Как уже подсчитали сами перегонщики, она может оказаться незначительной для легковых автомобилей, а вот для грузовиков составит в среднем 300-500 тысяч рублей на машину. Транспортники перестраховываются и впрок закупают в Европе иномарки для работы.
"Тягач сегодня 10 тысяч евро стоит, к слову сказать, а с 1 сентября будет на 531 тысячу дороже", — поясняет водитель Алексей Ванин.
Движение на трассе, ведущей к границе, затруднено. Каждый час с погранперехода приезжают все новые и новые фуры. Сотрудники ГИБДД штрафуют дальнобойщиков за стоянку в неположенном месте, но несмотря на это водители даже не трогаются с места.
"Пытался водителям сначала довести в культурном, понятном образе, а уж если они не понимают — выносим определенное наказание", — рассказывает инспектор ДПС Николай Стриженков.
В Центральной акцизной таможне заявляют, что ситуация под контролем и вскоре нормализуется. В связи с вступлением России в ВТО на границе ожидали увеличения товаропотока, и уже сейчас предпринимаются все меры, чтобы ускорить оформление транспортных средств.
"Увеличено количество должностных лиц, продлены часы работы", — рассказали в ведомстве.
Водители в очереди жалуются, что теряют время и деньги. Оштрафовать их может не только дорожная инспекция, но и сами таможенники за то, что просрочили время доставки транспортного средства на акцизный пост. По правилам сделать это необходимо в течение суток, а пока в лучшем случае машину удается загнать на терминал через три- четыре дня.