В Москве к двухсотлетию Бородинской битвы закончили реставрацию Триумфальной арки. Работы продолжались полгода. Памятник очистили от ржавчины, укрепили и привели в порядок декоративные элементы. А в Государственном музее Архитектуры подготовили специальную выставку — "Триумф арки".
Уже на следующей неделе, во вторник, в Москве состоится торжественная церемония открытия Триумфальной арки после реставрации. Работы продолжались полгода. Памятник очистили от ржавчины, восстановили сварочные швы, привели в порядок декоративные элементы. А в музее Архитектуры имени Щусева к окончанию ремонта подготовили специальную выставку — "Триумф арки", об ее прошлом и настоящем.
"Триумфальные арки появились в Древнем Риме, — рассказывает Елизавета Лихачева, заведующая отделом популяризации архитектуры Государственного музея архитектуры им. А.В.Щусева. — Они всегда ставились на дорогах, через них проезжали. И они всегда были памятниками военных побед".
Так было и в Москве – Триумфальную арку соорудили в 1814 году, чтобы через нее в город торжественно въехали русские войска, одержавшие победу над Наполеоном. Деревянная арка быстро обветшала, было решено на ее месте построить каменную. Проект поручили архитектору Осипу Бове. Елизавета Лихачева рассказывает, что арка запиралась, в ней был шлагбаум. Она располагалась на площади Тверской заставы (площадь Белорусского вокзала) и служила въездными воротами в Москву.
Арка простояла чуть больше века. В 1936 году ее разобрали в связи с перепланировкой площади. Судя по всему, предполагалось, что ее будут восстанавливать, потому что она была тщательно отснята и обмерена. К скульптурному декору отнеслись очень бережно – несмотря на то, что разобрали арку в рекордно короткие сроки, меньше, чем за три месяца.
В конце шестидесятых арку восстановили. Правда, соорудили ее в другом месте – на Кутузовском проспекте, у Поклонной горы. И из другого материала: вместо кирпича использовали бетон. "Но облицовка сохранилась, — уточняет Елизавета Лихачева. — Оригинальная арка была облицована белым подмосковным камнем. И воспроизведенная арка тоже облицована белым подмосковным камнем. Статуи подлинные, почти все колонны подлинные, эти фигуры Храбрости и Достоинства тоже подлинные. И квадрига"...
Элементы декора находились в таком плохом состоянии, что снова поднять их на арку было невозможно, пришлось делать копии. Некоторые подлинники до сих пор хранятся в Музее архитектуры. "Это подлинные части фриза Триумфальной арки с гербами городов-участников войны, — рассказывает Елизавета Лихачева. — В том числе — с гербом Москвы. Вот эти белые части – гипсовые слепки с оригинальных частей арки, по которым отливались копии, находящиеся на Кутузовском проспекте. А во дворе нашего музея — подлинные горельефы. Александр Первый на них представлен как римский император, избавитель, освободитель… Богиня Минерва – покровительница мудрости, воинской доблести. Геракл как символ силы. Эти элементы расположены на высоте приблизительно трехэтажного дома, их не рассмотреть. Общую композицию еще можно увидеть, но мелкие детали вы не разглядите".
А это — мельчайшие детали реконструкции Триумфальной арки, которая была проведена в этом году. Первый с 1968 года капитальный ремонт завершен. На место вернули скульптуру богини Ники и колесницу – их реставрировали в специальной мастерской. Наверху "лечили" шестерку лошадей – очистили от коррозии, скрепили монтажные швы. Триумфальную арку уже освободили от лесов и 4 сентября торжественно откроют.