Двадцать первых: Россия стала председателем G20


фото EPA

Мексика передала России председательство в "группе двадцати" – G20, следующий саммит которой пройдёт в Санкт-Петербурге в июне 2013 года. Официальные лица сообщают, что главные темы саммита уже определены.

Россия принимает "двадцатку" впервые. Подготовка к саммиту идёт полным ходом: его главными темами по-прежнему остаются инвестиции, инструменты банковского регулирования, проблема госдолга и реформирование международной валютно-финансовой системы. Также Россия заявила о своём намерении провести мониторинг взятых странами "двадцатки" обязательств и предоставить соответствующий доклад. В любом случае, несмотря на то, что основная канва проглядывается уже сейчас, темы для обсуждения будут полностью зависеть от состояния мировой экономики в июне 2013 года.

G20, Группа двадцати или "Большая двадцатка" включает в себя 19 крупнейших экономик мира и Европейский Союз, которые производят более 90% мирового ВВП, на них приходится 80% мировой торговли и проживает две трети населения планеты. Группа была образована в 1999 году по инициативе министров финансов "Группы семи": Великобритании, Франции, США, Италии, Германии, Канады и Японии. Создание нового формата международных совещаний стала ответом на обвинения в недостаточной представленности развивающихся стран в мировой экономике.

Строго говоря, "двадцатку" можно было бы назвать "группой шестнадцати": четыре крупнейших экономики, а именно Германия, Франция, Великобритания и Италия входят в Европейский Союз, а значит, формально могут быть представлены в рамках ЕС. Однако финансовые и экономические мощности этих государств — самостоятельная внешняя политика, а также давнее членство в "семёрке" и "восьмёрке" — позволяют им иметь отдельное представительство. Помимо упомянутых пяти членов, в G20 входят члены "восьмёрки", которые не являются членами ЕС: США, Россия, Канада и Япония, а также крупнейшие развивающиеся мировые экономики: Австралия, Аргентина, Бразилия, Индия, Индонезия, Китай, Саудовская Аравия, Турция, ЮАР и Южная Корея.

Формат "двадцатки" с момента её создания и до 2008 года оставался невостребованным – почти десятилетнее отсутствие форумов можно объяснить слишком большим количеством участников – куда удобнее было договариваться в камерном формате "восьмёрки", где до недавнего времени и определялись основные направления движения мировой экономики. Однако с началом мирового экономического кризиса всё поменялось: развитые страны оказались не в состоянии самостоятельно ликвидировать его последствия и оказались в прямой зависимости от развивающихся. Здесь можно отметить и взрывной рост Китая на 9% ВВП в кризисные годы, и неуклонно растущую зависимость западных стран от внешних источников сырья, и необходимость более плотно интегрировать развивающиеся экономики в глобальный рынок.

Стоит отметить, что форматы "восьмёрки" и "двадцатки", в отличие, например, от АТЭС или АСЕАН, не являются организациями в строгом смысле этого слова: они не имеют устава, не проводят голосования и не принимают решений, имеющих силу закона. Скорее, это совещательные конференции, на которых участники могут высказывать мнения и вырабатывать общие подходы к решению проблем, однако, в любом случае, эти решения не являются обязательными для выполнения. Так, например, на первом, антикризисном саммите в Вашингтоне в 2008 году, который журналисты поспешили окрестить "Вторым Бреттон-Вудсом" были приняты решения о недопустимости протекционизма, однако это не помешало многим странам, в том числе России, активно использовать заградительные меры для борьбы с кризисом. Тем не менее, на саммитах G20 был принят ряд важных соглашений, оказавших существенное влияние на последующее развитие мировой экономики.

На саммитах 2009 года в Лондоне и Питтсбурге речь, в основном, шла о преодолении хаоса на рынках и в банковской системе: были приняты решения о выделении $1,1 триллиона для спасения глобальной экономики, о реформе МВФ, об ограничении бонусов топ-менеджмента и о мерах стимулирования мировой экономики. На саммите в Торонто в 2010 главной темой стал госдолг, и с тех пор эта тема превалирует на всех встречах группы. Также часто всплывают вопросы валютных курсов: эта тема стала камнем преткновения между США и КНР в Сеуле в ноябре 2010 года, а на саммите в Канне год спустя страны "двадцатки" вынудили Грецию отказаться от референдума о принятии мер экономии в обмен на валютную помощь МВФ.

На последнем саммите "двадцатки" в мексиканском Лос-Кабосе речь по-прежнему шла о спасении еврозоны. С этой целью ресурсы МВФ были в очередной раз увеличены, на этот раз на $450 миллиардов, а мораторий на протекционистские меры, принятый ещё в Вашингтоне, было решено продлить до 2014 года. Не обошлось и без политики. Так, президент России Владимир Путин на итоговой пресс-конференции однозначно высказался по сирийскому вопросу, отметив, что "смена власти в Сирии возможна только конституционным путём", а также затронул наболевшую проблему ПРО. Президент отметил, что США продолжают планомерно создавать систему противоракетной обороны, несмотря на протесты со стороны России. В продолжение темы Путин напомнил об инициативе России о создании совместной системы ПРО, где "Соединённые Штаты, Россия и Европа были бы её равноправными участниками".