На Украине разгорается битва гигантов. Отбывающей срок Юлии Тимошенко грозит пожизненный срок за заказное убийство. Сама Тимошенко обвиняет в том же преступлении Виктора Януковича и Рината Ахметова. По ходу битвы обнажаются пружины борьбы за власть, которые на Украине работали всегда. И в период "оранжевой" революции, и до нее. Сейчас уже понятно, что ангелов на киевском Олимпе нет и не было.
Дерзкое убийство бизнесмена Щербаня и сегодня стоит особняком в череде подобных трагедий эпохи первичного накопления капитала. Выстрелы 3 ноября 1996 года в донецком аэропорту, без преувеличения, изменили ход новейшей истории Украины.
Пятнадцать лет спустя Генпрокуратура называет заказчиков, указывая на бывшего премьера Лазаренко и его тогдашнего партнера Тимошенко. Но список тех, кто со смертью Щербаня вышел на первые роли, на самом деле легко продолжить — не только именами опальных политиков, но и теми, кто по сей день во власти и большом бизнесе.
Будучи премьером, Лазаренко фактически "крышевал" "Единые энергетические системы Украины". Корпорацией руководила Тимошенко. Их имена принято связывать с так называемой "днепропетровской группировкой" в украинской политике.
На лакомый рынок поставок газа в Донбасс выйти им не давал как раз Щербань. Его компания сама поставляла топливо для тамошней металлургии. В итоге бизнесмена решено было убить. Так звучит версия следствия.
"Около трех миллионов долларов — цена того убийства. Лично с бандой рассчитался Лазаренко после убийства. Все перечисления организовала Тимошенко", — сказал генпрокурор Украины Виктор Пшонка.
Покушение готовит и осуществляет самая кровавая в те годы банда киллеров — группировка Евгения Кушнира. Чартер Щербаня ведут еще из Внуково. Он с семьей летит с празднования серебряной свадьбы Иосифа Кобзона. Переодетые авиатехниками киллеры к месту преступления подъезжают на велосипедах.
Просторная одежда позволяет скрыть арсенал. У каждого — по пистолету-пулемету и по ТТ. Выстрелом из пистолета Вадим Болотских по кличке Москвич в затылок убивает подошедшего к машине Щербаня. В этот момент его подельник по кличке Зверь расстреливает супругу Щербаня, а также трех случайных свидетелей.
Чудом выжить удается сыну Евгения Щербаня Руслану. За такие ощущения я буду не только искать, кто его заказал, — землю буду рыть, чтобы разобраться", — заявил Руслан Щербань.
В итоге появляется документ, который и предъявляют Юлии Тимошенко в больничной палате. Павел Лазаренко из США сразу от всего открещивается, защитники Тимошенко пытаются указать на нестыковки в версии, но главная претензия со стороны подозреваемой, который грозит пожизненное, даже не в этом.
В течение короткого времени были трагически убиты три владельца корпорации "Индустриальный союз Донбасса". После этого вся собственность корпорации, которая оценивается в миллиарды долларов США, перешла Виктору Януковичу и Ринату Ахметову.
После трагического убийства Евгения Щербаня губернатором Донецкой области также смог стать Виктор Янукович.
Адвокаты самого богатого и влиятельного человека Украины — Рината Ахметова — вынуждены опровергать ползущие слухи, а Виктор Янукович раньше намеченного покидает Давосский форум. А ведь впереди — непростые переговоры с МВФ и с Евросоюзом, где на повестке теперь могут оказаться не только экономические проблемы Украины или судьба Тимошенко, но и куда более темные истории из так внезапно приблизившихся 90-х.
Тогда шел передел огромной собственности. Убивали и похищали бизнесменов тогда почти каждый день. Евгений Щербань тоже имел основания опасаться за свою жизнь.
"Какие-то определенные политические силы очень сильно заинтересованы столкнуть два региона — Днепропетровский и Донецкий", — говорил Щербань.
Чтобы как-то защититься, Щербань и пошел в политику. Создал либеральную партию. Олег Соскин был ее главой. Это убийство в 1996-м, уверен он, кардинально поменяло расклад сил и в стране. Попытки связать те времена с днем сегодняшним могут закончиться чем-то подобным.
"Они думали, что раскопали только один участок могил, где Женя Щербань лежит, и уроют Тимошенко и Лазаренко, а получилось, что они раскопали целый курган и кладбище. Прекратите раскапывать могилы, а то выкопаете столько, что все погибнем. Мертвецы потянут всех", — уверен профессор, директор Института трансформации общества Олег Соскин.
И Юлия Тимошенко с ее пожизненным сроком в таком случае может оказаться просто первой в длинном скандальном списке.