Крошечный Кипр стал главным центром мировых новостей. В парламенте страны должно пройти голосование, от итогов которого без преувеличения зависит будущее всей единой Европы. Речь идет о принятии закона, который владельцы счетов на Кипре уже называют грабительским. Власти хотят заставить вкладчиков выделить деньги на спасение страны от дефолта. Ничего подобного в ЕС еще не предпринимали — слишком велики риски, связанные с оттоком капиталов и утратой доверия инвесторов.
"Нет!" президенту Кипра готов крикнуть любой житель острова, чтобы напомнить президенту обещания. Клятву Никоса Анастасиадиса, произнесенную три недели назад, сегодня "закрутили" в новостях.
"Я хочу, чтобы было ясно: никакого дополнительного налога на депозиты не будет. Это даже не обсуждается", — клялся президент Никос Анастасиадис Солнечного острова менее месяца назад.
В тяжелый для острова понедельник киприоты требуют от главы государства сдержать слово: не идти на поводу у Евросоюза, не допустить сделки с кабальными условиями. Брюссель в обмен на финансовую помощь Кипру требует неслыханной щедрости. Но не от государства, а от вкладчиков местных банков. Никосии предлагают ввести так называемый налог на депозиты. Проще говоря, взять и изъять часть вкладов в пользу государства. Киприоты возмутились: "Это грабеж!"
"Это атака на экономику Кипра! Настоящее нападение! Евросоюз пытается изменить всю действующую здесь систему! Но они же сами эти условия утверждали, когда мы вступали в Европейский союз. Ничего для них неизвестного! У нас льготное налогообложение, но до вступления в ЕС условия были еще лучше. Сейчас они хотят ввести налог, забрать у людей их деньги — с какой стати?" – эмоционально возмущается председатель правления кипрской телекоммуникационной компании Стасис Киттис.
Ставка налога — пока предмет торга. Брюссель настаивает на 6,95 процента для тех, чей вклад не превышает 100 тысяч евро. Более зажиточных вкладчиков просят раскошелиться на десятую часть. Никосия предлагает свои цифры — 3 и 12 процентов соответственно. Тоже не вариант. В выходной в честь Великого поста о больших деньгах и возможных огромных потерях говорят даже в церкви. У Лазурного моря — паника.
"Как можно взять и просто украсть у человека годами заработанные деньги?" – недоумевает российский предприниматель Владимир Косарев, ведущий бизнес на Кипре.
"Шок у всех, не только у киприотов, у русских тоже. Больше всего людей возмущает, что будет дальше? Может быть, через месяц "тройка" опять скажет, как у вас хорошо получается! Вы же заработали денег, через месяц — давайте еще! Никто не гарантирует, что это будет одноразово", — поясняет супруга предпринимателя Ирина Косарева.
За окном — средиземноморская идиллия. Но "своих" в них выдает русское гостеприимство. Ирина и Владимир — одни из первых русских на острове. Приехали сюда почти четверть века назад, открыли свой ресторан, потому что бизнес на Кипре — это просто и удобно.
Подоходный налог — всего 10 процентов, при этом остров — не классический офшор, не значится в черных списках, здесь довольно жесткий бухгалтерский учет.
"Спокойно можно работать, никто тебе не мешает, если ты не нарушаешь закон", — оценивает бизнес-климат этого райского местечка Ирина Косарева.
Российских вкладов в кипрских банках — третья часть. Потери могут составить до 3 миллиардов, когда заработают, наконец, банки и, если будет принято окончательное решение. А с решением киприоты тянут, как могут.
Назначенное на 18 марта голосование в парламенте перенесли на день позже. Киприоты надеются на поддержку тех, кто в борьбе с Брюсселем уже поднаторел — ждут возмущения Греции, Испании, Португалии. Ведь голосование это для Кипра судьбоносное, сделка с Евросоюзом может превратить это остров в необитаемый. В первую очередь, от инвесторов.