Финансовые проблемы на Кипре могут повлиять на соседние страны, и первыми под удар попадут Италия и Испания. Аналитики уверены, что Франции остаться в стороне тоже не удастся.
В больницу увозят пять человек с сотрясением мозга. Бастовать мирно сотрудникам французского филиала Goodуear надоело, и в окна завода и в полицейских полетели булыжники и тухлые яйца. Руководство крупнейшего американского производителя покрышек убедить так и не получилось: филиал в Амьен-Нор закрывают 1100 человек уволят. Продажа колес для малолитражек продолжает кризисное пике.
Законопослушные сотрудники автогигантна проводят корреспондента ВГТРК на завод в обход руководства — по собственным пропускам, отключив камеры наблюдения. Для них это крайняя мера. По местным меркам, за такие выходки грозит стопроцентное увольнение, но шансов не потерять работу у этих людей все равно не осталось. В знак протеста на заводе играют в карты и курят. "Пусть все стоит брошенным! Мы не собираемся доделывать машины, и только это и пугает нашего босса", — говорит один из рабочих.
Багеты и чай из пакетиков — сотрудники завода Peugeot-Citroen в северном пригороде Олнэ-су-Буа игнорируют даже заводскую столовую. Лидер профсоюза концерна Жан Сиблак говорит: "Это тяжелейшая работа. Лично я здесь уже 25 лет, от здоровья ничего не осталось. Куда я пойду? На биржу? Кому я там нужен?"
До обеда — 300 автомобилей, еще 400 – после. До начала забастовки на заводе выпускали порядка 700 машин ежедневно. Сегодня утром сборочную линию блокировали рабочие, главный конвейер остановлен. Руководство не идет на переговоры, на проходной просто повесили объявление о том, что предприятие закрывают.
За последние два года производство сократилось в три раза, объем продаж хэтчбэков Citroen C3 — это единственная модель, которую собирают на заводе,- снизился на 30 процентов. Завод компании просто не нужен — в апреля 2014 года, ровно через год, уволят всех. Впрочем, три тысячи безработных еще не предел. Затеяв оптимизацию производства, Peugeot оставит на улице восемь тысяч высококлассных специалистов. Такого во Франции еще никогда не случалось. Инженер Патрик Пато сетует: "Смотрите сами: безработная жена- ее уволили месяц назад, двое детей и я. Меня вышвырнут отсюда со дня на день. Что они мне предлагают? Ограбить банк? Или, может быть, выйти на паперть?"
Тех, кто вышел на паперть, сосчитать невозможно. Уровень бедности в одной из флагманских экономик Европы достиг максимальной отметки за последние 20 лет. Если верить даже официальной статистики, то за чертой бедности оказались 8,5 миллиона человек — ежемесячно они получают меньше, чем 954 евро. А снимать однокомнатную квартиру в среднем стоит 1000 евро.
"Салат и помидоры- это на ужин на четверых", — рассказывает Флориз. У нее высшее образование и трое детей. Разведенная женщина работает в яслях рядом с домом, потому что по специальности работы во Франции нет. "Нужно срочно заплатить 109 евро за детский сад и по 120 евро за столовую за каждого ребенка". – рассказывает женщина. При этом формально Флориз и трое ее детей не бедствуют — многодетная мать получает французский МРОТ- 1400 евро, так что пособие ей не положено.
Чтобы хоть чем-то кормить детей, Флориз выкрутила в квартире лампочки. "За электричество 90 евро, за газ — 27, за воду- 58 евро, за телефон 115 евро, за квартиру 617. Если все сложить и вычесть из моей зарплаты, то на жизнь остается 314 евро", — говорит она.
Французская система социального обеспечения — одна из самых щедрых в Европе- для экономики стала слишком накладной: пенсионерам, бездомным и бедным отдают 24 процента ВВП Франции. "Экономить лучше на одежде, а не на еде. Мы всегда ходим на этот рынок, здесь дешево", — поясняет Флориз.
Очередь у социального центра — круглые сутки. Там всего 400 кроватей на 190 тысяч местных бездомных. Социальный рай для бродячих эмигрантов — бесплатная койка в восьмиместном боксе, сытный гороховый суп и махровое полотенце. Французов, как правило, единицы. Но так было до увольнений и кризиса. Филипп — французский пенсионер, в прошлом пилот. Свою пенсию в 800 евро он тратит на сигареты по девять евро за пачку. Директор социального дома Жан Лаффон констатирует: "Многие потеряли работу и опустились. Порядка 40 процентов обитателей — это французы".
"Нам нужна зарплата Патриса, чтобы платить за квартиру, в противном случае, нам придется уехать из Парижа и продать машину", — говорит Флоранс Зан. В семье подсчитали, что зарплаты жены точно не хватит. Патрис проработал в Peugeot 25 лет, первые три года он надеется прожить на пособие. Министр труда – социалист — уже заявил: "Мы не можем обмениваться лишь поцелуями, социальные траты придется урезать".