Двум американским студентам из Казахстана предъявили обвинения в уничтожении улик. Они нашли в комнате Джохара Царнаева петарды без пороха и догадались, что их друг связан с терактами в Бостоне, но не сообщили полиции об этом и выкинули пиротехнику. Подробнее о ходе расследования расскажет Дина Иванова.
Троих однокашников Джохара Царнаева заводят в здание, усиленно охраняемое полицией. Они в оранжевых арестантских робах и в кандалах — таковы американские судебные традиции. Один из обвиняемых — американец Робел Филлипос. Двое других — казахи Диас Кадырбаев и Азамат Тажаяков. Ранее они уже попадали в поле зрения следователей. Сначала из-за экстравагантного переднего номера на черном BMW — "Террорист N1". Потом они засветились на фото рядом с Джохаром Царнаевым на площади Таймс-сквер в Нью-Йорке, которую Царнаевы, по некоторым данным, тоже собирались взорвать. 19 апреля Диаса и Азамата арестовали за нарушение миграционных законов: истек срок студенческих виз. Теперь им, как и задержанному американцу Филлипосу, предъявлено обвинение в уничтожении улик в деле о бостонском теракте. Как сообщается в заключении ФБР, "Все трое признались в том, что вечером 18 апреля 2013 года они вынесли из комнаты Царнаева рюкзак, а Тажаяков и Кадырбаев также признались в том, что решили избавиться от него, узнав из новостей, что Джохар подозревается в том, что он является одним из соучастников взрывов во время марафона"
По данным следствия, 18 апреля Диас Кадырбаев написал Джохару Царнаеву смс: "Ты похож на разыскиваемого". Тот ответил: "зайди в мою комнату и забери все, что хочешь". На свалке сотрудники ФБР позже обнаружили рюкзак с фрагментами фейерверка и банкой вазелина. Адвокаты обвиняемых заявляют, что их подзащитные не знали, что эти вещи могут представлять ценность для следствия.
Адвокат Диаса Кадырбаева Роберт Шталь говорит: "Мы обсуждаем и постараемся опровергнуть в суде голословные заявления властей, включая то, где говорится, что Кадырбаев сразу же узнал обвиняемого по фотографии. Подзащитный уже говорил ФБР. Он не знал, что найденные вещи, принадлежавшие Джохару Царнаеву, использовались в изготовлении бомб или имели какое-то отношение к теракту".
Новые фигуранты и новые подробности в деле о бостонском теракте – главная новость во всех ведущих СМИ мира. Ее активно обсуждают и в социальных сетях. Мнения расходятся.
"Вот и казахи попали в чёрный список. Им следовало повнимательнее выбирать друзей".
"Смотрю новости. Двух казахов задержали по факту взрыва в Бостоне. Они учились с Царнаевым. Бедняжки, надеюсь, все обойдется".
"Очевидно, что это не террористы, а просто хитрые ребята: получат бесплатный пиар по всем каналам, а потом еще и несколько миллионов баксов отсудят у полиции за незаконное задержание. Скажут, что машину им подбросили и номера эти они не сами делали. И вообще предъявить им нечего".
В Астане проходит незапланированный брифинг. Представители МИД подчеркивают, что гражданам Казахстана выдвинуты обвинения не в организации теракта, а в уничтожении улик. И обещают помощь американским коллегам в расследовании дела.
О Диасе Кадырбаеве известно, что он вырос в Алмате, окончил элитную математическую школу «Архимед», потом уехал в США, поступил в Массачусетский технологический университет. Увлекался машинами, писал музыку. Агрессию никогда не проявлял. Отец Диаса, Мурат Кардыбаев, уверен в невиновности сына. "Про своего сына скажу, что он отлично закончил школу, хорошо в математике соображает, помогает всем, даже когда не просят, но видит, что людям нужно помочь", — рассказывает он.
Азамат Тажаяков вырос в городе Атырау, с 7 класса учился в Астане, тоже в элитной школе. Его отец, депутат местного парламента Амир Исмагулов в ситуации решил разобраться на месте и уже вылетел в США.
Арестованным Кадырбаеву и Тажаякову грозит до 5 лет тюрьмы. Арестованному вместе с ними американцу Робелу Филлипосу — до 8 лет: у него дополнительная статья — дача ложных показаний. Плюс еще 250 тысяч долларов штрафа каждому. Пока же всем троим новым фигурантам дела о бостонском теракте суд выбрал одну меру пресечения — арест до 14 мая.