Барака Обама решил нанести военный удар по Сирии, только ответственность за вооруженную интервенцию на этот раз американский президент перекладывает на конгрессменов. Он направил на Капитолийский холм резолюцию — одностраничный документ, в которой напоминает о своем праве по закону 1973 года использовать вооруженные силы страны за рубежом в течение 60 дней. Без одобрения Конгресса Обама начинать войну теперь не собирается. Чтобы надавить на конгрессменов, глава Госдепа Джон Керри объявил, что располагает доказательствами применения химоружия в Сирии, — якобы есть пробы из Дамаска. Как они попали в руки американцев, дипломат не уточнил.
Так совпало, что в момент обнародования решения Обамы в Розовом саду Белого дома, с другой стороны резиденции шел антивоенный митинг. По опросам, поддерживают нападение на Сирию только 25% американцев.
"Я год провоевал в Афганистане, был на двух десятках похоронах. Я против войны! У нас нет причин воевать с Сирией. Если у нашего правительства есть деньги на бомбы и ракеты, почему у них нет денег на помощь бездомным ветеранам?" — возмущается сержант Джо Стрингер.
Но выступление Обамы не предполагало вопросов, тем более таких. Президент заявил, что США следует нанести удар по объектам сирийского режима.
"Глава Объединенного комитета начальников штабов сообщил, что мы готовы ударить, когда сочтем нужным. Мы можем сделать это завтра, на следующей неделе или через месяц. На применение военной силы я буду просить одобрения со стороны представителей народа — в Конгрессе", — уточнил Обама.
В условиях, когда Совбез против, когда развалилась международная коалиция, Обама пытается разделить ответственность с конгрессменами. Но сначала политические элиты нужно консолидировать. Совещания с лидерами Конгресса шли целый день. С переменным успехом.
"Президент хочет нанести своего рода косметический удар, запустить несколько ракет и сказать: "Ну, мы ответили". И это тот же президент, который говорил, что если Асад использует химическое оружие, то он пересечет красную линию. Не знаю, может, эту линию Обама прочертил исчезающими чернилами?" — сказал сенатор от штата Аризона Джон Маккейн.
Доказательства реальны, в очередной раз убеждал госсекретарь Керри. Теперь у США уже имеются пробы, которые им кто-то — не разведка — добыл.
"Пробы, собранные на востоке Дамаска, показали, что в волосах и крови пострадавших имеются следы газа зарин", — заявил госсекретарь США Джон Керри. Что это был за экспресс-анализ, Керри не уточнил, ведь известно, что у экспертов ООН на работу с собранными образцами уйдет две недели.
"Доказательства химатаки в том виде, в каком они представлены, ничем не лучше тех, что нам демонстрировали перед вторжением в Ирак. Почему президент заставляет нас верить людям из разведки, которые давно заврались?" — интересуется бывший сотрудник ЦРУ Рэй Макговерн. Так что сначала воевать придется на Капитолийском холме.
Самый ценный ресурс сейчас — время. Даже ради Сирии Конгресс не вернется с каникул до 9 сентября. А 5-6 сентября — G20 в Санкт-Петербурге, где лидеры, конечно, будут обсуждать эту тему и где Обама, возможно, сможет прочувствовать свое безраздельное политическое одиночество в сирийском вопросе.