Европейские дипломаты и политики прощаются с мифом о дружбе и единстве Запада. Секретные документы ЦРУ, раскрытые Сноуденом, привели к новой череде международных скандалов. Британия тайно шпионила за немецким парламентом в самом центре Берлина. Кипр, как выясняется, использовался для слежки за Ближним Востоком. Премьер Бельгии уже открыто призывает министров от греха подальше не брать на заседания смартфоны.
Раньше по Вильгельм штрассе было очень удобно пересекать главную улицу Берлина Унтер Ден Линден. Но после терактов 11 сентября в целях безопасности британцы перегородили проезжую часть, потому что вот оно — их посольство. Но теперь есть сильное подозрение, что они не только ограничили немцев в свободе передвижения, но и ущемили их демократические свободы.
После того, как Шпигель на прошлой неделе, по материалам Сноудена, рассекретил шпионский объект на крыше американского посольства, и правда, логично было перевести взгляд на соседнюю, британскую. А там стоит большой белый цилиндр. Газета The Independent утверждает, что это элемент системы электронной разведки, развернутой Великобританией, и как часть совместного с американцами проекта глобального кибершпионажа, и как инструмент проведения самостоятельных операций. Накануне посол Великобритании ездил в немецкий МИД и давал разъяснения по поводу статьи и предположений, что эта аппаратура могла использоваться для прослушивания телефонных разговоров немцев, включая канцлера и ее министров.
Факт, что шпионские системы существуют, не отменяет того, что телефон Канцлера, мой телефон или кого бы то ни было прослушивался. Безусловно, есть веские основания полагать, что прослушка была, особенно после истории с Соединенными Штатами. Депутат Бундестага Ганс-Кристиан Штребеле летал на прошлой неделе в Москву на переговоры с Эдвардом Сноуденом о его возможном участии в расследовании деятельности АНБ в качестве свидетеля. Но окажись он в Германии, его тут же передадут Штатам на основании соглашения об экстрадиции подозреваемых.
Группа известных в стране людей, среди которых президент футбольной Бундеслиги Райнхард Раубал, оскароносный режиссер Фолькер Шлендорф, предложила гарантировать Сноудену безопасность через предоставление ему политического убежища в ФРГ — в нынешней ситуации идея в равной степени радикальная и не реализуемая, как дал сегодня понять министр внутренних дел Фридрих. Но зато ее можно воспринимать, как коллективную благодарность бывшему сотруднику АНБ за то, что открыл глаза на союзников. В ведущих мировых центрах, изучающих международные отношения, признают, что перед Западной демократией вновь стоят фундаментальные вопросы, которые казались решенными раз и навсегда.
"Нам надо подумать о том, кто мы, как общность европейцев, какое общество мы хотим построить. Нам нужно провести дискуссии, нам нужно понять, где находятся границы дозволенного, и эти границы никогда не будут стабильными. Они изменятся так же, как меняется общественное мнение", — сказал министр.
Впрочем, не стоит преувеличивать гибкость общественного мнения. Препятствие, которое возникло на пути, политикам придется объезжать значительно дольше, чем машинам столбики у британского посольства.