Ту-154

Ту-154 – среднемагистральный трёхдвигательный пассажирский самолёт, разработанный в 1960-х в СССР в КБ Туполева. Самый массовый советский реактивный пассажирский самолёт, который и сегодня остаётся одним из основных лайнеров на маршрутах средней дальности в России.

Ту-154 – среднемагистральный трёхдвигательный пассажирский самолёт, разработанный в 1960-х в СССР в КБ Туполева. Ту-154 - самый массовый советский реактивный пассажирский самолёт, который и сегодня остаётся одним из основных лайнеров на маршрутах средней дальности в России.

По кодофикации НАТО: Careless - "Беззаботный".

Разработчик - ОКБ Туполева.

Страна – СССР.

Категория: гражданский, пассажирский, среднемагистральный.

Первый полёт - 1968 год.

Производился серийно с 1968 по 2006.

Всего выпущено 935 самолётов.

В настоящее время мелкосерийно производится на самарском заводе "Авиакор".

Полное прекращение производства планируется на 2010 год, до этого срока заказчикам будут поставлены пять самолётов.

Самый короткий беспосадочный маршрут Ту-154 (по России): Москва-Санкт Петербург (670 км).

Самый протяжённый беспосадочный маршрут Ту-154 (по России): Москва-Мирный (5230 км).

Модификации Ту-154: Ту-154А , Ту-154Б, Ту-154Б-1, Ту-154Б-2, Ту-154М, Ту-154М2,Ту-154М-100, Ту-155/156, Ту-154С.

История создания Ту-154.

Первые пассажирские самолеты с газотурбинными двигателями Ту-104 и Ту-114 родились на базе боевых самолетов Ту-16 и Ту-95, Ту-124, Ту-134. В начале 1960-х годов ОКБ Туполева приступило к работам над среднемагистральным пассажирским самолетом следующего поколения. Создание нового средемагистрального пассажирского самолета, получившего название Ту-154, осложнялось тем, что это был первый пассажирский лайнер "туполевцев", не базирующийся на военном образце. Предварительно были изучены потребности на подобный самолёт со стороны отечественного гражданского воздушного флота и требования потенциальных покупателей зарубежом на ближайшие 15-20 лет (до начала 1980-х). В задачу входило построить такой самолёт, который бы превосходил предыдущие модели по многим техническим параметрам и комплексным показателям. В качестве конкурентной модели выступал проектирующийся в это же время в США корпорацией "Боинг" (Boeing) самолёт такого же класса – "Boeing 727".

Предварительные работы по проектированию самолёта модели Ту-154 начались в 1963 году и заняли около двух лет. В ходе аванпроектов и эскизного проектирования самолет претерпел ряд изменений, сохраняя основные идеи, заложенные изначально.

Возглавлял работы – начальник отдела технических проектов С.М.Егер. Первоначально проектировщики ориентировались на модель Ту-104 с сохранением крыла Ту-104Б (проект Ту-104Д) и части фюзеляжа, но с совершенно новой хвостовой частью под три двигателя типа НК-8. Однако к 1964 году самолёт "далеко ушёл" от задуманного и приобрел оригинальные технические характеристики.

Первый опытный экземпляр самолёта Ту-154 был построен в 1966 году. Первый полёт состоялся 3 октября 1968 года (командир корабля Ю. В. Сухов). В 1970 году в Куйбышеве началось серийное производство под обозначением Ту-154А. В мае 1971 года самолёт начал использоваться для перевозки почты из Москвы (Внуково) в Тбилиси, Сочи, Симферополь и Минеральные Воды. На трассы "Аэрофлота" лайнер вышел в начале 1972 года. Свой первый регулярный рейс Москва — Минеральные Воды Ту-154 совершил 9 февраля 1972 года (командир корабля Е. И. Багмут).

В период с 1975 по 1981 самолёт модернизировался, и взлётная масса была доведена с начальных 94 до 98 тонн. Новая машина получила наименование Ту-154Б-2. В 1984 году в серийное производство поступила модификация Ту-154М (первоначально Ту-164), созданная под руководством А. С. Шенгардта. На этой машине были установлены более экономичные двигатели конструкции ОКБ П. А. Соловьёва. Самолеты этой модификации имеют максимальную взлётную массу от 100 до 104 тонн. Регистрационные номера семейства Ту-154 (в СССР, а позднее в России) начинаются с 85. Например: СССР-85311, RA-85185.

Конструктивные особенности проекта самолета Ту-154:

трехдвигательная схема, с переводом тяги двигателей в крейсерском полете на сниженный режим полета (0,7-0,75 номинала); высокая степень механизации крыла (предкрылки, трехзвеньевые закрылки и интерцепторы); впервые реализованный принцип многократного резервирования всех основных систем,что явилось залогом высокой безопасности полета; автоматизированная бортовая система БСу-154 (АБСу-154), позволившую автоматизировать процесс пилотирования практически на всех режимах по лета, вплоть до посадки (первоначально, согласно требованиям по 1-ой категории IСАО, а затем в ходе модернизации самолета по 2-ой).

Впервые в практике КБ Туполева были применены необратимые бустеры на всех рулевых поверхностях; специально для этой модели разработано основное шасси с трехосной тележкой, что позволило снизить нагрузку на аэродромную плиту и улучшить тормозные и разгонные характеристики самолета; установлена вспомогательная силовая установка, обеспечившая автономность самолета на земле и внедрена первичная система переменного тока стабильной частоты с обеспечением параллельной работы всех основных генераторов; применен реверс тяги двигателей; частично применены принципы комплексирования бортового оборудования.

В 80-е годы самолеты Ту-154 стали выполнять полёты по маршрутам, связывающим практически все крупные города СССР, а также в более чем 80 городов Европы, Азии и Африки. Лайнеры модели Ту-154 неоднократно представлялись на различных международных выставках и авиационных салонах.

Ту-154 был единственным сохранившимся опытным образцом лайнера (бортовой номер 85005, 1968 года выпуска) , ставший наземным музеем. Почти сорок лет (до 13 сентября 2008 года) он простоял на территории бывшей Выставки достижений народного хозяйства (ВДНХ), перед бывшим павильоном "Авиация и космонавтика". За время своего существования самолёт-музей посетили несколько миллионов человек.

Лётно-технические характеристики самолёта Ту-154:

Размеры:
размах крыла- 37,55 метров;
длина самолета - 48,0 метров;
высота - 11,4 метров;
площадь крыла - 202 квадратных метров;
максимальная ширина фюзеляжа - 3,8 метров.

Размеры пассажирской кабины:
длина - 27,45 метров;
максимальная ширина - 3,57 метров;
максимальная высота - 2,02 метров.
Массы и нагрузки:
взлетная – 102 тонны;
пустого снаряженного - 54,8 тонн;
самолета без топлива - 74,0 тонны;
платная - 18,0 тонн;
посадочная - 80,0 тонн;
запас топлива – 47000 литров;
Расход авиатоплива (в час) - 5,4 тонн.

Лётные данные:
крейсерская скорость - 950 км/ч;
дальность полета с максимальной платной нагрузкой (с резервами топлива) – 3500 километров;
дальность полета с 164 пассажирами (с резервами топлива) – 5200 километров;
эксплуатационный потолок – 10900 метров;
потребная длина ВПП /условия МСА, на уровне моря – 2300 метров; потребная длина полосы для взлета и посадки (Т = 30 'С, Р = 730 мм рт.ст.) – 2500 метров.

Силовая установка состоит из 3 ТРДД НК-8-2(У) конструкции ОКБ-276 Н. Д. Кузнецова. На модификации Ту-154М они заменены двигателями Д-30КУ-154 конструкции ОКБ П. А. Соловьёва. Два двигателя размещены по бокам на пилонах, третий — внутри фюзеляжа с воздухозаборником в форкиле с S-образным каналом. Управление остановом и режимом работы двигателей — прямое тросовое от находящихся в кабине рычагов. Рычаги управления двигателями (РУД) находятся на среднем пульте пилота и на пульте бортинженера, связаны и работают синхронно. Рычаги останова двигателей (РОД) находятся на пульте бортинженера слева от РУД, рычаги управления реверсом (РУР) на передней части РУД пилотов.

Шасси самолёта трёхстоечное, с носовой стойкой. Основные стойки шасси, снабжённые дисковыми тормозами колес (с модификации Ту-154М тормоза получили вентиляторы охлаждения), убираются в специальные гондолы на крыле. Носовая стойка поворотная, на модификации до Ту-154Б-1 включительно управляется только педалями пилотов, с модификации Ту-154Б-2 в рулёжном режиме управляется рукояткой на левом пульте капитана. Выпуск всех стоек — против воздушного потока, приводы выпуска, уборки, тормозов и разворота — гидравлические.

Крыло трёхлонжеронное, кессонной конструкции, с отрицательным поперечным V. Состоит из центроплана и двух отъёмных частей крыла (ОЧК), снабжено предкрылками, трёхщелевыми закрылками (на Ту-154М — двухщелевыми), интерцепторами и элеронами. В центроплане находятся четыре топливных бака — два (расходный бак № 1 и бак № 4) в фюзеляжной части, два (два бака № 2) в крыльевых частях. В каждой из отъёмных частей крыла находится по баку № 3.

Все рулевые поверхности имеют бустерное управление. Два бустера (гидроусилителя) типа РП-56 управляют обеими секциями руля высоты, один РП-56 рулём направления, по одному бустеру типа РП-55 элероном каждого полукрыла. Бустеры — необратимого типа, аэродинамические усилия на штурвале и педалях имитируются пружинными загружателями, триммирование производится перемещением упоров загружателей электромеханизмами. Стабилизатор и предкрылки имеют электропривод, закрылки и интерцепторы — гидропривод.

Салон оборудован системой кондиционирования, работающей на стоянке от ВСУ, а при запущенных двигателях  -  от двигателей. Воздух, отобранный от компрессоров двигателей и ВСУ, используется также для запуска двигателей и работы противообледенительной системы.

В состав БРЭО входит метео-навигационный локатор "Гроза-154", навигационный вычислитель расстояния до маяка, допплеровский измеритель путевой скорости и угла сноса ДИСС-013.

История катастроф Ту-154

Всего в катастрофах и серьёзных авариях было потеряно более 60 лайнеров.

В России и СНГ с 1986 года произошло более 50 чрезвычайных происшествий с самолетами Ту-154 различных модификаций.

Катастрофы ТУ-154 на территории России:

10 июля 1985 года. Учкудук (Навоийская область, УССР, ныне - Узбекистан). Перегруженный самолет свалился в штопор по вине экипажа. Погибли 200 человек.

23 мая 1991 года. "Пулково". Рейс: Сухуми – Ленинград. При посадке самолет резко снизил скорость и ударился о землю. На борту находились 164 пассажира. Погибли 12 человек, из них двое детей, были госпитализированы 34 человека.

20 июля 1992 года. Аэропорт Тбилисси. Рейс: Тбилиси - Минеральные Воды. В катастрофе погибли 30 человек.

3 января 1994 года. Вблизи аэропорта города Иркутска. Рейс: Иркутск - Москва. Экипаж 13 человек и 111 пассажиров (в их числе один ребенок, 17 иностранцев - граждан Германии, Китая, Австрии, Индии и Японии) погибли.

7 декабря 1995 года. На Дальнем Востоке (75 км западнее села Гроссевичи, расположенного на побережье Татарского залива). Рейс: Южно-Сахалинск - Хабаровск.

Погибли 96 человек: 88 пассажиров, включая пять детей, восемь членов экипажа.

3 июля 2001 года. Вблизи аэропорта города Иркутска. Рейс: Екатеринбург - Иркутск - Владивосток. На борту лайнера находились 136 пассажиров, среди них шестеро детей и девять членов экипажа.

4 октября 2001 года. В районе Новороссийска (185 километров от Сочи, место крушения – Чёрное море). Рейс: Тель-Авив-Новосибирск. Погибли 78 человек, в том числе 51 гражданин Израиля. Согласно выводам государственной комиссии по расследованию причин аварии лайнера, Ту-154 был сбит ракетой С-200, запущенной в ходе учений войск ПВО Украины.

10 апреля 2010 года самолет Ту-154 с членами польской делегации, следовавшей для участия в траурных мероприятиях на территории Катынского мемориала, около 10:50 по московскому времени разбился неподалеку от города Печерск Смоленской области. В авиакатастрофе (ФОТО) погибли все 96 человек, находившиеся на борту, в том числе президент Польши Лех Качиньский и его жена.

Катастрофы ТУ-154 на территории других стран:

8 февраля 1993 года. Вблизи аэропорта города Тегеран (Иран). Пассажирский самолет Ту-154 иранской авиакомпании, на борту которого находились 132 человека, был задет в воздухе истребителем Су-24 иранских ВВС, совершавшим тренировочный полет. Погибли 134 человека.

6 июня 1994 года. Около города Сиань (КНР). Погибли 160 человек.

29 августа 1996 года. Норвежский аэропорт Лонгийр на Шпицбергене. 141 пассажир и члены экипажа погибли.

15 декабря 1997 года. Аэропорт Шарджа (Объединенные Арабские Эмираты). Из 86 уцелел один человек.

31 августа 1998 года. Аэропорт столицы Эквадора Кито. Самолет при взлете выехал за пределы взлетно-посадочной полосы, врезался в  ограждения аэропорта и загорелся. Из 90 человек, находившихся на борту, погибли 82.
24 февраля 1999 года. Китай (над провинцией Чжэцзян в Восточном Китае). Погибли 64 человека.

12 февраля 2002 года. Иран. Погибли 119 человек.

1 сентября 2006 года. Иран. Самолет Ту-154 авиакомпании "Иран эйртур" загорелся
во время аварийной посадки на территории Ирана. На борту находились 147 человек, погибли 28 человек.

15 июля 2009 года. Аэропорт Тегерана (Иран). Самолет упал спустя 16 минут после вылета из тегеранского аэропорта. На его борту находилось 168 человек.

Официальный сайт компании ОАО "Туполев": http://www.tupolev.ru/Russian