Иран начал обогащение своего урана до 20%, предварительно предупредив об этом МАГАТЭ. И хоть для создания бомбы требуется как минимум 80-процентный уран, в сугубо мирный иранский атом уже мало кто верит. На этом фоне в The New York Times вышла статья некоего Адама Лоутера - аналитика Исследовательского института американских ВВС. Лоутер предлагает не ударяться в панику и подумать, а может быть атомная бомба у Ирана не опасна, а скорее наоборот - полезна? Как для мирового спокойствия в целом, так и для Америки в частности.
Может быть, некоторым аргументы обозревателя The New York Times покажутся притянутыми за уши, но кто-то, безусловно, подумает: в этом что-то есть. Все дело в том, как мы смотрим на ядерный Иран, пишет Лоутер. Хотите верьте – хотите нет, но иранская атомная бомба может быть весьма полезна США. На ум обозревателю The New York Times приходят, как минимум, пять возможностей.
Возможность первая. Получение Ираном ядерного оружия поможет Штатам, наконец, приструнить террористические группировки - прежде всего “Аль-Каид (запрещена в РФ)у”, и вот почему. Ядерный Иран представляет непосредственную угрозу вовсе не для США, а для своих соседей. В этой ситуации Вашингтон может предложить Ближнему Востоку раскрыть над ним свой ядерный зонтик – разумеется, в обмен на экономические, политические и социальные реформы в арабских автократиях, в чьих недрах родилась атмосфера, сделавшая возможными атаки 11 сентября. До сих пор ближневосточные автократии, обладающие огромными нефтяными ресурсами, отказывались вступать на путь реформ. Ядерный Иран быстро сместит все акценты в регионе и в конечном итоге создаст условия, при которых Штаты смогут потребовать этих самых реформ.
Возможность вторая. Став гарантом ядерной безопасности №1 на Ближнем Востоке, Штаты смогут развалить OPEC. Эту организацию Лоутер называет не иначе как картелем. С ценовым монополизмом будет покончено. Цены на нефть значительно упадут, что сэкономит Америке миллиарды долларов. На худой конец, если развалить OPEC не получится, Обама может потребовать в обмен на ядерную безопасность увеличения добычи и снижения мировых цен.
Возможность третья. Израиль дал ясно понять, что его не на шутку пугает иранская ядерная программа. Но вся штука в том, что причины для беспокойства есть и у палестинцев. Потому что удар по Израилю будет ударом и по ним. Эта разделенная опасность может послужить катализатором для воссоединения палестинцев и израильтян и подписания долгожданного мирного соглашения. Далее, парадоксальным образом, палестино-израильское урегулирование значительно смягчит позицию Ирана по отношению к Израилю, что будет способствовать нормализации ситуации во всем регионе.
Возможность четвертая. Увеличение военного экспорта на Ближний Восток, услуги по обучению ближневосточных союзников не только укрепят партнерские связи, но и дадут американской оборонке второе дыхание. В условиях, когда Пентагон пообещал более чем аскетичный бюджет на ближайшие годы, Boeing, например, уже поднял шум и заявил о свертывании своих военных программ. Для США это означает потерю рабочих мест и начало атрофии мышц перед растущей военной мощью таких стран как Китай. Появление у Ирана атомной бомбы всего этого, понятно, не допустит.
Наконец, возможность пятая. США смогут значительно ограничить поток долларов в ближневосточные автократии. И не только, благодаря снижению цен на нефть, и выросшему экспорту оружия о которых говорилось выше. Штаты могут потребовать от стран, находящихся под американским зонтиком, разделить все расходы на то, чтобы этот зонтик не протекал. Таким образом, победа над терроризмом в долгосрочной перспективе сэкономит налогоплательщикам миллиарды долларов.
Может быть, Иран думает, что своими планами по обогащению урана он поселит страх в сердцах американцев. Но на самом деле эти планы дают американцам надежду на возрождение влияния Штатов на Ближнем Востоке, резюмирует Лоутер.