Москва намерена приостановить усыновление американцами российских детей до подписания договора о взаимной ответственности. Решение принято после того, как гражданка США вернула на родину приемного сына. 7-летний Артем летел в Москву с одной лишь сопроводительной запиской.
Открытый весёлый мальчик – так говорят врачи об Артёме Савельеве. Как только он оказался в больнице, сразу начал угощать других детей оставшимся печеньем из самолета.
- Брат Логан не обижал тебя? – спрашивает ребенка Павел Астахов, уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка.
- Нет, Логан хороший.
- Он не бил тебя?
- Нет.
- А Тори (приемная мать – прим. Вести.Ru)?
- Тори плохая.
- Она била тебя?
- Нет, она таскала за волосы.
- А ты плакал?
- Да.
Полгода семилетний Артём Савельев жил в американском городке Шелбивиль и почти забыл русский язык. О приёмных бабушке, дедушке и брате Логане вспоминает только хорошее. А при упоминании имени мамы – Тори-Энн Хансен – на глазах у ребёнка появляются слёзы. Ему сказали, что он летит на экскурсию в Москву. И только здесь Артём узнал, что стал своей новой маме не нужен. "Я не хочу разрушать себя, свою семью и своих близких", написала она в сопроводительном письме, которое положила в карман Джастину (американское имя Артема). Его одного посадили на самолёт сначала до Вашингтона. А потом и до Москвы, где его встретил абсолютно посторонний человек по имени Артур.
"За несколько дней до отправления из Америки, с неким человеком, который в России является частным гидом, велась торговля о том, за сколько он его встретит и перевезёт из аэропорта в министерство образования, чтобы сдать там охране. У нас есть вся эта переписка. Ему предлагали 120 долларов за это, но он не соглашался. А за 200 долларов согласился. Его зовут Артур. Он взял ребёнка в аэропорту и привёз ребёнка к министерству образованию, как ту посылку, которую передают с проводником поезда", – пояснил Павел Астахов
Сейчас мальчик находится в 21-й детской городской больнице. Ночью туда приезжали представители посольства США и требовали провести их к ребёнку. Охрана их не пустила даже на порог. Сегодня американский посол в России лично выступил с заявлением.
"Сейчас мы расследуем все обстоятельства возвращения Артема в Россию, чтобы установить, не было ли в связи с этим совершено какое-то преступление", – говорит посол США в России Джон Байерли.
Артём Савельев родился в Приморье. Его мать злоупотребляла алкоголем и была лишена родительских прав. Мальчика поместили в детской дом в Партизанске. Летом прошлого года его решила усыновить одинокая американская медсестра Торри-Энн Хансен. Она провела с Артёмом несколько дней, он ей понравился. У мальчика есть определенные проблемы со здоровьем. Но Хансен об этом знала, ее ознакомили со всеми медицинскими документами.
Вопросов в этой истории много. Главные – к приёмной матери Артёма, но с ней связи нет. В американском посольстве говорят, что даже они не могут до нее дозвониться.
Уже несколько детских домов выразили готовность принять у себя Артема Савельева, в том числе детский дом имени Чичерина, который курирует министерство иностранных дел России. Однако ещё как минимум неделю мальчик проведёт в больнице. Это время необходимо для получения результатов всех анализов.
Сегодня с мальчиком весь день работали психологи. По их заключению, Артёму нужна только семья. Ему нельзя возвращаться в детский дом.
"Желательно его поместить в какую-то замещающую семью, в которой есть дети. Потому что у него очень яркие воспоминания о друге, ему нужны друзья", – объясняет доктор психологических наук Галина Семья.
Артём рассказал, что сдружился с приёмным братом и соседским мальчиком. Сейчас очень скучает по ним.
"То, как с ним обошлись – это за пределами добра и зла, – заявил глава МИД России Сергей Лавров. – Мы приняли решение предложить заморозить любые усыновления американскими семьями до тех пор, пока РФ и США не заключат межгосударственный договор о том, на каких условиях может осуществляться усыновление, и какие обязательства будут нести семьи".
Это далеко не первая история с усыновлением российских детей, когда новые родители относились к ним, мягко говоря, совсем не по-родительски. Поэтому позиция МИД РФ столько категорична. Ведь детям в первую очередь нужна семья, где их будут любить.