Дмитрий Медведев, который сейчас находится в Дании с государственным визитом, в среду провел переговоры с премьером Ларсом Лекке Расмуссеном и пообщался с ведущими бизнесменами двух стран. Москву интересуют датские технологии и инвестиции в реальный сектор, а Копенгаген – сотрудничество в энергетике и "Северный поток". Впрочем, на пресс-конференции по итогам визита речь шла не только о российско-датских отношениях.
Датчане считаются скандинавами, скорее, не по географии (континентальная часть страны – это Северная Европа), а лингвистически. Копенгаген на языке викингов – "торговая пристань", и коммерческие пути на восток от нее проложены уже много веков назад. Теперь по нему пройдут не только корабли, но и труба – на встрече с датскими предпринимателями президент вспоминает, что Дания первой дала зеленый свет "Северному потоку".
"Я хотел бы отдельно отметить, что мы очень ценим конструктивную позицию Дании в этом вопросе, ведь это вполне прагматический подход. Это не идеология, не какая-то партнерская помощь, а именно прагматичный подход, потому как ввод в действие газопровода позволит не только удовлетворить потребности Дании в газе, но и сохранит для нее роль экспортера газа в другие европейские страны, что, на мой взгляд, тоже не бесполезно", – заявил Дмитрий Медведев.
Старинный склад пивоваренного завода превратился в конференц-зал. Но в Дании умеют сберегать не только старые стены. Экономия и эффективность – основа ее процветания, и она готова поделиться с Россией опытом. Датские технологии придут в морской транспорт, аграрный сектор, фармацевтическую индустрию.
"Мы сегодня с господином премьер-министром подпишем новое соглашение о формировании российско-датского партнерства в целях модернизации. Хотел бы поблагодарить датскую сторону за инициативу и поддержку этой темы, потому что я считаю ее очень важной для России и в целом для наших отношений", – сообщил президент России.
Сегодня отношениями руководит прагматизм, а когда-то Россия и Дания решали вопросы по-семейному. Мать последнего русского императора – Мария Федоровна – была датчанкой. Кронпринцесса Мэри показала Светлане Медведевой материальные свидетельства величия датской короны, власть которой распространялась на всю Скандинавию, Исландию.
Но история всегда где-то рядом с текущим политическим моментом. Так, на пресс-конференции возникает вопрос про катыньские архивы, которые были обнародованы по распоряжению президента России.
"Это не значит, что эти материалы никто не знает, но они действительно в таком консолидированном виде, может быть, впервые появились на нашем архивном сайте. Пусть все посмотрят. Посмотрят, что было сделано, посмотрят, кто принимал решение, кто давал соответствующие поручения на уничтожение польских офицеров. Там все написано. Подписи все стоят, лица все известны. Но еще раз повторяю, из истории нужно извлекать уроки", – сказал Медведев.
Компенсировать внешние потери внутренними успехами – главный принцип, который извлекла Дания из своей истории. Альтернативная энергетика – это ее очевидный успех, экология – национальная идея. Датчане – чемпионы Европы по количеству ветряных электростанций и велосипедов на душу населения.
"Я сам очень люблю ездить на велосипеде, последние три года я каждый год езжу на велосипеде из Копенгагена в Париж. И я могу подтвердить, что датская велосипедная инфраструктура намного превосходит ту, что мы видим южнее, даже в Европе", – похвалился Ларс Леке Расмуссен, премьер-министр Дании.
В России кататься сложнее – водители не те, заметил Дмитрий Медведев, как будто на тот случай, если датский премьер вдруг решит поехать на велосипеде из Копенгагена в Москву.
"Вот они считают, что это даже не братья наши меньшие, а вообще лица, которые не понятно за чем вылезли на дороги. Я бы очень хотел, чтобы по улицам родного мне Санкт-Петербурга, как и по улицам других российских городов, ездило как можно больше велосипедистов. Надеюсь, что когда-нибудь и у нас для руководства страны этот транспорт станет доступным", – сказал президент РФ.
Когда в Дании станет доступным такое жилье, сказать никто не берется – этот дом называют "Зеленый маяк", в том смысле, что он задает новые экологические стандарты в строительстве: не потребляет энергии, кроме солнечной и термальной, и не излучает тепло, словом находится в полной гармонии с окружающей средой. Но будет ли он в гармонии с человеком? Все-таки белые по технологии стены – это на любителя.
Главный туристический маяк Копенгагена – обсерватория Христофора Ганстена. Знаменитый физик, который в конце 20-х годов XIX века одним из первых датчан совершил путешествие по Сибири, даже встречался там с ссыльными декабристами. Впечатления первопроходцев до сих пор питают европейские представления о России, но теперь время новых ориентиров: сейчас можно быть непохожими, но очень не выгодно быть непонятными.