Дмитрий Медведев впервые собрал вместе президиумы сразу трех государственных структур – Госсовета, Совета по культуре и искусству, а также Совета по науке, технологиям и образованию. Заседание прошло в подмосковной Истре – в здании детской школы искусств. И неслучайно: обсуждалось то, каким образом развивать творческие способности молодежи и готовить ее к новой жизни в условиях конкуренции. И президент, и члены советов уверены: России нужна новая, полноценная система поиска и поддержки одаренных молодых людей.
Истринский центр искусств "Вдохновение", где в одних стенах – и балет, и хор, и рисование, сегодня стал еще и центром принятия решений. Здесь было запланировано совещание сразу трех госструктур на тему развития творческих способностей детей. Но прежде Дмитрий Медведев посмотрел, как сейчас выглядят уроки искусств и пообщался с преподавателями.
Искать таланты в России, может быть, проще, чем где бы то ни было, но проблема, говорили на заседании, в другом – их нужно удерживать.
"Значительная часть этих молодых людей берется "на карандаш" различного рода иностранными фондами, которые предлагают неплохие условия для обучения, – отметил Дмитрий Медведев. – И, в конечном счете, многие из них уезжают на обучение, а впоследствии остаются, в другие страны. Я, конечно, не за то, чтобы закрывать такие возможности – наоборот. Просто нам нужно уметь конкурировать с такого рода предложениями. Только и всего".
Конкурировать можно только при помощи тех методик, которые интересны самим подросткам. И данном случае неважно, о каком предмете речь.
"Я в качестве такого личного примера могу сказать, что вчера со своим сыном мы искали "Героя нашего времени", известное литературное произведение классическое в Интернете для того, чтобы скачать, – рассказал российский президент. – Нашли, все нормально, скачали. После этого у молодого человека появилось желание это смотреть. А книжка лежит – не трогает. Ничего в этом плохого нет, надо максимально использовать эти возможности".
Министру культуры идея электронных книг понравилась. Он готов их купить для библиотек. И даже сделал предварительные расчеты – сколько это может стоить.
"Ридер стоит 500 долларов, и мы посчитали, что фактически использование ридеров в 10-12 раз удешевляет возможности укомплектования библиотек", – сообщил министр культуры РФ Александр Авдеев.
"Если вы будете их закупать, хотел бы, чтобы вы имели в виду: стандартный ридер стоит не 500 долларов, а 100, – поправил Дмитрий Медведев. – За 500 не надо покупать. Это гораздо дешевле, чем, может быть, это кажется с высокой должности. Больших денег стоят новые всякие гаджеты, которые появляются с определенной периодичностью. Но это уже развлечение. А стандартный стоит гораздо дешевле".
Развлекательные или игровые элементы есть в любом образовании. Ректор МГУ просил обратить внимание на сами "игрушки" – они на 90% импортные, процент хороших среди них, очевидно, еще меньше.
"В буклете к одной из "игрушек" обучающих есть такие слова, я их перевел: "Новая игрушка позволяет детям игрушечными ножницами вспороть брюхо посланцам внеземных цивилизаций и по очереди вытащить его внутренности, селезенку, печень и так далее", – рассказал ректор МГУ имени Ломоносова Виктор Садовничий".
"Хорошая игрушка", – согласился президент.
"Познавательная игрушка, конечно", – резюмировал ректор МГУ.
С 1 сентября этого года российские школы, как ожидается, перейдут на новые образовательные стандарты, Больше внимания – техническим дисциплинам, пересмотренная программа – практически по всем предметам. Некоторых родителей, впрочем, больше волнует, не перегружены ли дети.
"Когда в пятом классе мне ребенок сказал со слезами на глазах – "Мама, мне некогда жить", мне стало его ужасно жалко, – признается народная артистка России Елена Яковлева. – Не надо очень сильно напрягать. Человек, который хочет учиться, он будет учиться. Человек, который хочет заниматься искусством, будет заниматься искусством".
"У меня тоже есть точка зрения по этому поводу, своя позиция. Не позиция президента, а позиция родителя, если хотите, – продолжил Дмитрий Медведев. – Вот, я помню, как я учился в начальной и средней школе. Я заканчивал уроки в час дня, ну, в два, если уроков было 5. Что я после этого делал? Приходил домой. В лучшем случае 20 минут там какие-то уроки готовил. Потом, правда, это было полезно для организма, конечно, занимался спортом, если занимался. Но этого мало в XXI веке. Невозможно получить этот объем знаний за такое время. Мы должны считаться с тем, в каком мире мы живем. И мы должны оставить нашим детям современную страну, значит, они сами должны быть современными".
В школе, говорили на заседании, не должно быть уравниловки. Способным детям нужны особые условия, начиная с младших классов и на всех уровнях.
"Эта система должна быть сквозной, – подчеркнул президент России. – И она должна включать в себя, прежде всего, региональное и муниципальное звено. Потому что они же у вас, уважаемые губернаторы, находятся, все эти таланты, а не где-то там бродят по коридорам Кремля или другим учебным научным заведениям престижным. Те, кто там находятся, это уже найденные таланты, с ними все понятно. Значит, надо подумать, кто мог бы взяться за организацию этой работы именно в системном плане. Это невозможно сделать ни бюрократическими методами, ни – с другой стороны – на голом энтузиазме. Это должна быть заинтересованная работа с применением и государственного ресурса, и, конечно, с использованием возможности и желания тех, кто привык этим заниматься. Неважно, какую он должность занимает".
В ближайшее время Дмитрий Медведев даст на эту тему конкретные поручения.