России и Украине предстоит полностью восстановить экономические связи, утраченные за последние пять лет. О том, кто и как будет это делать, Дмитрий Медведев говорил сегодня в Киеве – вначале с украинскими студентами, а затем – с украинскими предпринимателями. По мнению президента, странам по силам вернуть отношения на прежний уровень.
Более того, Россия способна стать для Украины крупнейшим инвестором. Впрочем, экономическими темами беседы не ограничились. Дмитрия Медведева спрашивали обо всем: от будущего Черноморского флота до внедрения единого госэкзамена.
Впервые в этот зал ещё молодым преподавателем Ленинградского юрфака Дмитрий Медведев попал на сломе эпох. 1990 год. В Красном университете (так ещё называют Киевский государственный) – научная конференция, за его яркими стенами на глазах меняется страна. И сейчас, как и тогда, в университете Шевченко говорят, конечно, не только о науке.
"Когда я был здесь у вас, в стенах Киевского государственного университета, мне это запомнилось тем, что мы после конференции, как бы это аккуратнее сказать, отмечали конференцию в парткоме, что до этого представить было просто невозможно. А так – уже была вольница и, в общем, мне это навсегда запало в память", – неожиданно признался киевским студентам Дмитрий Медведев.
Двадцать лет спустя за стенами вуза вновь гуляет ветер перемен. Россия и Украина вновь становятся ближе, и с украинскими студентами общается российский президент. Представить такое при предыдущей украинской власти было невозможно. Она работала на разрыв. И здесь, в университете Шевченко, этого не могли не замечать.
"Что было утрачено и на чём сегодня делают акценты Украина и Россия? Спасибо", – задал вопрос российскому президенту студент Киевского госуниверситета.
"Знаете, что было утрачено, – на секунду задумался Дмитрий Медведев, – да почти всё. Всё, что было нажито непосильным трудом. Прежде всего, утрачена была динамика. В нынешнем мире что главное? Фактор времени. А у нас за последние истекшие пять лет, к сожалению, ничего не происходило"
Затянувшаяся пауза, конечно, затронула многие сферы. И образование тоже. Между Россией и Украиной до сих пор нет соглашения по взаимному признанию дипломов, что портит жизнь выпускникам. Вопрос решить несложно, пообещал помочь выпускникам вузов Дмитрий Медведев. Выпускники же и сами, как оказалось, не хотят быть в стороне от перемен.
"Как мы, студенты и аспиранты, и граждане Украины в принципе можем посодействовать вам и нашему президенту в решении экономических проблем?" – осведомился из зала молодой человек.
"Хороший вопрос, – похвалил президент России. – Обязательно передам то, что вы готовы посодействовать президенту Украины. Вы телефончик оставьте где-нибудь в деканате".
В зале улыбались, Дмитрий Медведев уже говорил о помощи всей Украине. В международных вопросах. Россия входит в "Большую восьмёрку" и в "Большую двадцатку". С Украиной – особые отношения, и действовать в рамках этих форумов Россия тоже может по-особому.
"Мы готовы, если говорить прямо, в ряде случаев просто лоббировать интересы Украины, если это потребуется, для того, чтобы те решения, которые принимаются, были в интересах близких нам стран. Почему об этом говорю? Потому, что мы не так давно принимали решения о том, чтобы, например, выкупить целый ряд облигаций МВФ, которые выпущены на огромную сумму – сотни миллиардов долларов. И мы купили на 10 миллиардов. Но если говорить по-честному, нам небезразлично, куда эти 10 миллиардов пойдут. Если это на помощь Украине, другим близким нам государствам, то это хорошо. А если на непонятные цели – на латание дыр, на латаные прорех в системе международного финансового регулирования, то мне жалко этих денег", – признался Дмитрий Медведев.
В украинском обществе живут разные настроения, и студенческая среда не исключение. На критике Харьковских соглашений на Украине некоторые оппозиционеры не прочь сыграть. Но Дмитрий Медведев не уходил и от таких вопросов о Черноморском флоте.
"Не будет ли это элементом экспансии в разные страны? И есть ли гарантии того, что не будет, не будет следующих действий со стороны РФ?" – спросил у президента студент по имени Василий.
"Василий, а чьей экспансии? Российской вы имеете в виду или чьей?" – уточнил Дмитрий Медведев.
"Ну, – замялся Василий. – Не будут ли реализоваться интересы РФ со своей пользой?"
"Давайте тогда уж прямо говорите, не будет Россия использовать свой Черноморский флот для того, чтобы нападать на сопредельные государства? – сформулировал суть вопроса глава российского государства и сам на него ответил. – Не будет. Мы мирная страна".
Если и вести речь об экспансии, то только в сфере бизнеса. И судя по тому, сколько его представителей обеих стран, переговариваясь, ждали российского и украинского президентов в фойе, эта экспансия будет обоюдной. В авиации уже вовсю работают над проектом Ан-148. Производство знаменитого "Руслана" в Ульяновске тоже будет возобновлено.
"Мы будем искать всегда взаимовыгодные решения, – пообещал президент Украины Виктор Янукович. – И от скорости принятия решений и практической их реализации, как это говорят, и пуля не должна пролететь. Действовать будем очень быстро. Почему? Потому, что мы действительно много потеряли времени, очень много потеряли времени".
Касается это и самого чувствительного вопроса двусторонних отношений – энергетики. Российское предложение об объединении "Газпрома" и "Нафтогаза" только обсуждается, также как и предложения о совместной модернизации украинской газотранспортной системы.
"Основная проблема, конечно, сейчас – это отсутствие гарантий в объёмах транзита газа по нашей территории, с учётом строительства российскими партнерами совместно с европейскими компаниями обходных маршрутов. И эта неопределенность не даёт возможности уверенно смотреть в будущее и планировать свою деятельность", – отметил опасения украинской стороны в связи с реализацией проектов "Северный" и "Южный поток" министр топлива и энергетики Украины Юрий Бойко.
"Коллеги, эти решения приняты, тут вопрос-то ведь не в нашей симпатии или антипатии, или каких-то там иных политических моментах уже, – ответил министру лидер России. – Эти решения приняты, они реализуются и реализуются и по южному направлению, и по северному направлению. Вот здесь говорилось о ситуации неопределенности. Определенность есть. Но это не значит, что ничего невозможно альтернативного. Это тоже правда. Мы никогда не зацикливались, и никогда ни я, ни мои коллеги не говорили, что если будет, допустим, один поток или другой поток (реализовывать), то невозможно обсуждать никаких других вариантов. Возможно. Есть и другие проекты, где сотрудничество возможно. Например, создание международного финансового центра".
"Сегодня непосредственно под руководством Дмитрия Анатольевича Медведева в России идёт работа по созданию Международного московского финансового центра. Я думаю, что крайне было бы полезным для России и для Украины, чтобы в ней участие приняли и украинские структуры", – предложил президент и председатель проавления ОАО "ВТБ" Андрей Костин.
Россия сейчас по объёмам инвестиций в украинскую экономику только на четвёртом месте. А ведь вполне может быть и на первом.
"Самое главное – мы продемонстрировали, что мы снова вместе, и мы снова готовы заниматься бизнесом, а не просто кукарекать на эту тему и призывать к взаимным инвестициям. Давайте продолжим это", – напутствовал собравшихся президент России.
И эта фраза Дмитрия Медведева, завершившего свой двухдневный визит в Киев, адресована была, конечно, не только к бизнесменам.
По одной из киевских легенд, булава гетмана Богдана Хмельницкого, неподалёку от памятника которого Дмитрий Медведев и Виктор Янукович провели финальную встречу, направлена в сторону России. Но так ли важно сейчас проверять на достоверность городской фольклор, ведь нынешний прорыв в российско-украинских отношениях уже называют историческим. Обе страны теперь движутся в одном направлении – друг к другу.