Тема:

Газовый долг Белоруссии 4 года назад

Россия – Белоруссия: газовый вопрос остаётся открытым

Россия ограничила поставки газа в Белоруссию
Москва была вынуждена прибегнуть к этой мере,
В частности, можно воспользоваться предложением Украины - задействовать ее транзитные мощности. Впрочем, дело до этого может и не дойти
Россия ограничила поставки газа в Белоруссию
Москва была вынуждена прибегнуть к этой мере,
В частности, можно воспользоваться предложением Украины - задействовать ее транзитные мощности. Впрочем, дело до этого может и не дойти
Россия ограничила поставки газа в Белоруссию. Соответствующее поручение главе "Газпрома" Алексею Миллеру дал Дмитрий Медведев. Москва была вынуждена прибегнуть к этой мере, поскольку переговоры с Минском о погашении долга не принесли результата.

Россия ограничила поставки газа в Белоруссию. Соответствующее поручение главе "Газпрома" Алексею Миллеру дал Дмитрий Медведев. Москва была вынуждена прибегнуть к этой мере, поскольку переговоры с Минском о погашении долга не принесли результата. В то же время Россия не нарушит обязательств перед европейскими потребителями. В частности, можно воспользоваться предложением Украины – задействовать ее транзитные мощности. Впрочем, дело до этого может и не дойти.

Ровно в 10 утра по московскому времени, как и было объявлено, "Газпром" сократил подачу газа в Белоруссию. Давление в магистрали, по которой и качается топливо, было снижено. Увы, таковы результаты пяти дней переговоров, в течение которых белорусская сторона так и не смогла погасить свой долг.

"Проведены переговоры с нашими белорусскими коллегами. Белоруссия признает долг за поставки российского газа. Но предлагает произвести оплату машинами, оборудованием, разными суррогатами, – докладывает президенту председатель правления ОАО "Газпром" Алексей Миллер. – Так что, Дмитрий Анатольевич, переговоры завершились ничем".

"Ну, платить нужно в соответствии с контрактом, а контракт предусматривает исполнение платежа в иностранной валюте, – замечает Дмитрий Медведев. – Иное просто противоречит нашему валютному законодательству. "Газпром" не может брать ничего другого – ни пироги, ни масло, ни сыр, ни блины. Ничто другое не может служить средство платежа. Это должны понимать наши белорусские партнеры. Тем не менее, конечно, нужно с ними переговоры продолжать".

Проблемы с Белоруссией начались сразу после Нового года, когда Минск стал платить за газ не по контракту, а по установленной им в одностороннем порядке цене: вместо 169 долларов за тысячу кубометров – 150. В итоге к 1 мая возник долг в 192 миллиона долларов.

"С 10 часов утра московского времени 21 июня 2010 года вводится режим ограничения поставки российского газа в республику Беларусь на 15% от объема плановой суточной поставки газа с постепенным выходом на уровень ограничения до 85% пропорционально задолженности", – сообщает Алексей Миллер.
В июне цена одной тысячи кубометров газа для Белоруссии – уже 184 доллара. И всё это – в соответствии с контрактом. И существенно дешевле, чем для потребителей в других странах.

"Действия "Газпрома" являются абсолютно обоснованными, и предусмотрены действующим контрактом, – подчеркивает премьер-министр Владимир Путин. – Строго говоря, в рамках этого контракта "Газпром" может сократить поставки на 85 и более процентов. Но этого не делается, имея в виду наши особые отношения с белорусскими потребителями. Что касается угрозы несанкционированного отбора из газовой трубы Ямал Европа, которая проходит по территории Белоруссии, такая техническая возможность есть. Есть возможность переориентации этих потоков в случае необходимости на другие маршруты, в том числе через ГТС Украины. Надеюсь, что до этого не дойдет".

Белоруссия считает, что цены для нее должны быть равнодоходными, то есть фактически такими же, как в России. Иначе, по мнению Минска, страдают белорусские предприятия. Впрочем, Минск заплатить обещает. Но не сразу.

"Рассчитаемся, может, не сегодня, может, в течение двух недель найдем возможность, позаимствуем, но рассчитаемся", – говорит первый вице-премьер Владимир Семашко.

При этом белорусская сторона, по словам представителя "Газпрома", "создала условия для возникновения долга российского концерна перед Белоруссией за транзит газа".

"Действительно, такая задолженность существует. Она вызвана действиями самой белорусской стороны, – поясняет официальный представитель ОАО "Газпром" Сергей Куприянов. – Это искусственная ситуация, которая создана тем, что белорусская сторона не подписывает сознательно акт выполненных работ и тем самым не позволяет нам погасить долг, который мы готовы погасить давным-давно".

Западноевропейские потребители от введенных в отношении Белоруссии ограничений не должны пострадать. Это требование президента. "И в соответствии с теми правилами, которые существуют у "Газпрома" для общения с иными контрагентами в рамках нашего европейского сотрудничества, нужно ввести в действие систему оповещения наших контрагентов в связи с теми решениями, которые будут предприняты "Газпромом", – считает президент. – Ну, а с белорусами, еще раз повторяю, нужно продолжить консультации, нужно сделать все для исполнения договора в соответствии с теми условиями, которые мы с ними согласовали. Значит, делайте в соответствии с договором, делайте исходя из нашего партнерского понимания тех проблем, которые существуют, но тем не менее отстаивая интересы "Газпрома" и в конечном счете российских потребителей российского государства".

"Газпром" продолжает контакты с правительством Белоруссии. Вопрос один – погашение долга. В случае если этого не произойдет – поставки газа могут быть снова сокращены.