Сегодня – ровно год, как не стало Олега Янковского. Его умение перевоплощаться – загадка, которую актер унес собой.
Его заметили случайно – провинциального актера из Саратова в Львовском ресторане. Юноша с идеальным лицом. Режиссер увидел в нем арийца, хотя потом предлагали играть и красноармейцев, и крестьян.
"Янковского (он – как кошка – настолько фотогеничен был!) можно было снимать как угодно – ночью, сбоку, при лунном свете, при недостатке света, – рассказывает народный артист СССР, режиссер Марк Захаров. – Он был все равно выразителен. Он был прирожденный киноактер".
"На него можно было смотреть бесконечно, – добавляет народный артист РФ Евгений Миронов. – Вот так вот просто нацелиться на его лицо и смотреть. Во-первых, лицо такое благородное".
За благородство ценили вначале. Совсем скоро поняли: блистает не внешность – ум.
"Интеллект – им можно и не обладать, а можно обладать и не суметь его сыграть, – рассуждает Евгений Миронов. – Сыграть, перенести это – он это умел, он был очень умный в кадре".
"Хороший актер – это, прежде всего, умный актер, иначе он не доходит до высоты", – отмечает народный артист РФ, режиссер Павел Лунгин.
Высокую планку задал Тарковский. "Зеркало" стало первым опытом. Потом – роль писателя в "Ностальгии". После Канн Олега Янковского знал уже весь мир. Его умение перевоплощаться – загадка, которую актер унес собой.
Никто не входил в кадр так легко и не выходил из него так незаметно – даже для профессионалов. "Я не видел этой "механики", – признается народный артист РФ, кинорежиссер Никита Михалков. – Где, из чего это складывается? Ладно, когда это зрителю не видно, но когда это мне не видно – это интересно троекратно!"
Высочайшую планку он не снизил ни разу – ни когда в 80-е стал кумиром поколения (Янковский признавался, что после этого успеха задыхался от счастья), ни в тяжелые 90-е, когда в стране перестали снимать. Он не разменивался – ждал ролей.
Последняя киноработа – роль митрополита. В ней – масштаб его личности и верх актерского мастерства.
"Аналогов нет, – убежден Павел Лунгин. – Это место – оно теперь пустое, никем не занято и не заполнено".
"Когда вдруг деревья – одно падает, второе падает и другая картина возникает, голая степь – то можно было под деревом каким-то посидеть, почитать под тенью дерева, – рассуждает Евгений Миронов. – Нет! Олег Иванович – последний из могикан, конечно".
Настоящий актерский подвиг – "Ленком". Его строительству отданы 35 лет. Сцена, которой он был предан до последних дней.
"Олега Ивановича очень хорошо я помню, он говорил: "Певцов, иди на сцену, говори "быть или не быть". Это было очень весело, легко, задорно, – вспоминает народный артист РФ Дмитрий Певцов. – Потом Олег Иванович показал мне, быть или не быть".
О том, что его в театре больше нет, говорит только памятный стенд на служебном входе. В гримерке все точно так, как было ровно год назад.
"Например, тут есть рисунок, детский рисунок, – отмечает народный артист России Александр Збруев. – Я не знаю, кто автор. На рисунке написано: "Улыбайтесь, господа, улыбайтесь!" Это из "Мюнхгаузена".