Тема:

Google уходит из Китая 13 лет назад

Ошибка поиска: с Google китайцы переходят на Baidu

С вероятностью почти в 100% Google к концу марта уйдет из Китая – страны, где компания весьма преуспела коммерчески, но, к сожалению, не смогла убедить местные власти в том, что "информация хочет быть свободной". С Google китайцы перейдут на Baidu – местный аналог западного поисковика.

С вероятностью почти в 100% Google к концу марта уйдет из Китая – страны, где компания весьма преуспела коммерчески, но, к сожалению, не смогла убедить местные власти в том, что "информация хочет быть свободной", пишет The Economist. Несколько попыток взломать почтовую систему Google, усилившееся “сканирование” пользователей со стороны официальных властей, судебные иски по поводу перевода книг в цифровой формат, и наконец – всегда тревожный знак в Китае – усилившаяся травля в официальной прессе. Таковы слагаемые ухода.

Впервые о том, чтобы покинуть Китай в Google задумались еще в январе. Однако у компании было – да, в общем-то, и есть – 400 миллионов доводов не делать этого. Именно таково число китайцев, использующих Интернет. Причем, этот источник информации они все чаще и чаще предпочитают телевидению и прессе. Доходы от интернет-рекламы последние 10 лет растут в геометрической прогрессии.

Иностранные компании, оперирующие в Китае, быстро увидели потенциал китайского рынка, но, к сожалению, по большей части, не смогли конвертировать его в прибыль. Facebook (запрещена в РФ), Twitter и YouTube глухо блокированы. eBay постигла неудача частично из-за ошибок менеджмента, а частично из-за задержки в одобрении официальными властями КНР ее платежной системы PayPal. Yahoo! и вовсе оскандалилась, разрешив китайским властям искать политическую крамолу в почте клиентов.

При этом следует упомянуть о том, что в настоящее время существуют китайские эквиваленты вышеперечисленным западным ресурсам. Так, Baidu – это китайский Google, Taobao – китайский eBay, Renren - китайский Facebook. Есть еще сервис QQ – для обмена сообщениями по типу ICQ и игр. Мощный трафик, который привлекают эти компании, сулит огромные прибыли. Дальнейшее развитие процесса вполне может обеспечить Китаю структурирование местного Интернета по собственным оригинальным, а не по западным лекалам.

Однако не все так просто. Прибыль прибылью, но получать ее компаниям, занимающимся Интернетом в Китае, в ближайшие годы будет все труднее. Власти берут виртуальное пространство во все более жесткий оборот. Такие контенет-провайдеры как Google всегда обязаны были получать местную лицензию. А получить ее можно, только создав в Китае дочернее предприятие, или договорившись с какой-нибудь из местных фирм о партнерстве. А новые правила вообще предполагают лицензирование доменных имен.

Если же вернуться к фактической депортации Google, то это, несомненно, урок западным компаниям которые остаются в Китае. Рекламщики теперь со всей очевидностью поймут, что лучше иметь дело с теми интернет-игроками, к которым благоволят власти КНР, то есть, проще говоря, с местными.

Что касается Google, то здесь ясно увидели: свободные законы рынка в Поднебесной работают до определенной степени – точнее до той степени, которую определяют власти. И тщетные попытки изменить местное законодательное поле ничего общего с получением прибыли не имеют.