"Моцарт и Сальери" возвращаются в афишу московского театра "Геликон-Опера". Это уже третье обращение театра к произведению Римского-Корсакова.
Вся постановка "Моцарт и Сальери: Реквием" как будто вне времени – без осовременивания, но и без исторической дотошности.
"Можно удариться во все, что угодно, не только в карикатурность. Этим наш спектакль выгодно отличается от других. Не зацикливались на конкретном портретном сходстве Моцарта и Сальери", – рассказывает певец Василий Ефимов.
Музыка Моцарта конца XVIII века, пьеса Пушкина середины XIX, опера Римского-Корсакова в преддверии XX – три символа эпох, ставшие классикой. Режиссер перед началом работы несколько недель просматривал спектакли и фильмы на этот сюжет. Цитат из некоторых – например, из фильма Милоша Формана – избежать оказалось невозможно.
"Цитировать – это очень опасно, но от мыслей никуда не денешься", – говорит режиссёр-постановщик Илья Ильин.
И все же столкновение гения и злодейства – вечная тема. Сегодня Моцарты и Сальери тоже конфликтуют, но в других профессиях. Театр "Геликон-опера" брался за оперу уже дважды, когда-то была камерная постановка в Москве, потом – выездная в Вене. Из двух попыток сложился полноценный и новаторский спектакль. Его вторая часть – "Реквием" Моцарта целиком, а не фрагментом, как у Римского-Корсакова.
После появления маленькой трагедии Пушкина, мнение о виновности Сальери восторжествовало. Он плохой, он завистник. Хотя русский поэт, как и композитор Римский-Корсаков, этого не утверждал.