Виртуальный полёт к Марсу продолжается. Экипаж наземного "марсолёта" в полной изоляции уже 105 суток. Преодолена почти половина пути к Красной планете. Летом прошлого года именно на 105 сутках закончился очередной этап эксперимента. У нынешнего же экипажа задачи значительно сложнее: предстоит высадка на планету и главное – возвращение на родную Землю. До этого радостного момента еще долгих 415 дней и ночей.
На этой неделе в наземном марсианском корабле отмечают необычный юбилей. Шестеро добровольцев – участников уникального эксперимента "Марс-500" – провели ровно 105 суток на борту "марсолёта". Казалось бы, ничем не примечательная дата. Но именно столько дней продолжался предыдущий, второй этап эксперимента.
"Мы рассчитали из эксперимента 105 суток и то, что нам необходимо по ресурсам, и то, что нам необходимо по научной программе, и каким образом в рамках 105-суточного цикла организуется жизнедеятельность экипажа, как работают системы жизнеобеспечения, – рассказывает старший научный сотрудник Института медико-биологических проблем (ИМБП) Ольга Шевченко. – Т.е. тот самый базовый период, на котором можно уже обосновать расчет всего для 520-суточного эксперимента".
Второй этап был подготовительным. На прочность и совместимость проверяли не только технику, но и людей. Монотонность и однообразие пребывания в замкнутом пространстве делают человека раздражительным. Конфликт может вспыхнуть из-за любого пустяка.
"Если кто-то вспылил, взорвался, это тут же надо спустить на тормоза, вернуться к вопросу позже, – рассказывает космонавт-исследователь, участник 105-суточного этапа эксперимента "Марс-500" Сергей Рязанский. – В нормальной жизни вы можете пойти заниматься шопингом, пойти в ресторан, напиться. Здесь такой возможности нет. С экипажем бок о бок тесно живете, и чем дальше – тем теснее".
"Если не занимать людей работой, возникнуть может всё: начиная от мордобоя, заканчивая битьем головой в дверь с криками "выпустите меня отсюда", – признается Ольга Шевченко.
Рабочее время на борту "марсолёта" расписано буквально по минутам. Вот и юбилейный день прошел для экипажа вполне буднично. Ребятам предстоит пробыть в изоляции еще 415 дней и ночей, так что расслабляться рано – никакого праздничного меню. С утра перекусили и за работу.
"Очень много экспериментов, важных экспериментов, – перечисляет вице-президент РАН Анатолий Григорьев. – По оценке среды обитания: гигиенических, микробиологических – большая серия экспериментов, которая направлена на взаимодействие человека и окружающей среды".
Пожалуй, одна из самых важных задач – высадка на Марс. Настоящий космический полет к Красной планете предполагает, что трое космонавтов целый месяц будут жить и работать на Марсе. Для этого испытателям "Марс-500" предстоит еще на Земле отработать всё, с чем придется столкнуться космонавтам на чужой планете.
"Смоделировать пребывание на планете, находясь на Земле физически очень сложно", – признается Вадим Гущин, психолог Института медико-биологических проблем.
Реальный космический полет проходит в невесомости, которую воссоздать на Земле невозможно. Чтобы узнать, как будет чувствовать себя космонавт на Марсе, после длительного перелета, трем испытателям придется спать под наклоном 6-8 градусов. Тогда кровь, как в космосе, будет приливать к голове.
Разработан модуль-имитатор марсианской поверхности. С виду просто большая песочница, в которой разбросаны камни. Еще до начала эксперимента испытатели учились здесь ходить в скафандрах и пользоваться инструментами. С помощью виртуальной реальности обычный земной песок превратится в настоящий марсианский ландшафт.
"И мы выберем участок, скажем, 5 на 5 километров, его и будем виртуально моделировать, – делится планами Вадим Гущин. – Вот на нем они и будут виртуально существовать. Среда, в которой реальный человек действует, будет нарисована с помощью средств компьютерной графики. То есть, реальный человек будет действовать в нарисованном мире".
Но, до этого пока далеко. Пройдена всего половина пути к Красной планете. Сегодня испытателей отделяет от Марса почти 188 миллионов километров. 105-й день заканчивается. И всё же он стал особенным.