Введенное с 15 августа эмбарго на экспорт зерна было мерой оправданной, но реализовать ее следовало "аккуратнее". Такое мнение в прямом эфире "Радио России" высказал президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский.
По его словам, никакой катастрофы в снабжении российского населения и удовлетворении потребности России в зерне сейчас нет. Экспортное эмбарго стало мерой превентивной, и тем более вводить его надо было более продуманно. Например, объявив о намерении наложить запрет заранее, то есть не за 10 дней, как было сделано, а за месяц – с 1 сентября.
Ведь зерно в России закупают сейчас более 60 стран, причем некоторые из них – по государственным тендерам. В их числе – крупнейший наш партнер Египет. Такие страны мы крупно подвели. То есть Россия вмиг потеряла репутацию надежного, ответственного поставщика, которую зарабатывала предыдущие 5 лет. И теперь потребители предпочтут брать более дорогое зерно, но из надежных источников – у французов, немцев, американцев. А нам репутацию надежного поставщика придется долго и трудно восстанавливать.
Резкое введение эмбарго породило проблемы и внутри страны, отметил Злочевский. На момент объявления эмбарго (5 августа) на экспортных элеваторах находилось 700 тысяч тонн зерна. Это зерно, которое может быть отгружено только на борт судна. Его обратно выгрузить невозможно. Все, что не успели отгрузить до 15 августа, "зависнет" на этих элеваторах. А они не приспособлены для длительного хранения. То есть зерно может просто испортиться. Эту проблему, которая раньше никогда не возникала, придется как-то решать, а это и затраты, и большие усилия.
Еще одна технологическая проблема связана с транспортировкой хлеба. Пятого августа 1900 вагонов зерна находилось под выгрузкой в Новороссийском порту, еще 750 вагонов – в Туапсе, и 2900 вагонов были на пути к портам. Это 360 тысяч тонн. И после объявления эмбарго стало понятно, что все их не удастся обслужить. РЖД уже 6 августа объявила конвенцию (запрет) на отгрузку зерна в адрес портов. "Из этих 360 тысяч тонн "на колёсах" что-то успело разгрузиться, а что-то нет и теперь будет переадресовываться. А сделать это можно только при наличии конкретного получателя, то есть нового покупателя. Вагоны с зерном пошли в отстойники, на запасные пути, и их простой в ожидании новых сделок будет стоить ежедневно немалых денег. А займет такая логистическая операция не меньше месяца", - поясняет эксперт.
Кроме того, эмбарго кардинально поменяло ценовую ситуацию. В Центральном округе и в Поволжье уже произошло снижение цен на зерно и муку. И цены продолжают снижаться, хотя до этого росли. Цена "южного" зерна рассчитывается из условия близости портов, а если теперь из этих портов вагоны придется гнать на север, потери южан будут очень велики. Кроме того, разворот экспортных потоков на внутренний рынок опустил цену на зерно в том числе и в районах-"погорельцах", где она только-только начала подбираться к себестоимости – 6 тысячам рублей за тонну. И если южане еще выдержат ценовой прессинг (у них низкая себестоимость пшеницы благодаря хорошим урожаям), то крестьяне Центральной России останутся внакладе, указал Злочевский.