У российских школьников и студентов закончились летние каникулы. 1 сентября они отмечают День знаний - праздник начала нового учебного года. Какие нововведения ожидают российских детей и их родителей, "Вести ФМ" рассказала Любовь Глебова, глава Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки.
"Вести ФМ": Любовь Николаевна, здравствуйте!
Глебова: Добрый день!
"Вести ФМ": Сегодня такие маленькие дети идут в школу, для них начинается новая жизнь. Они уже столкнулись с какими-то первыми радостями, с первыми проблемами, попали в абсолютно другой мир. Но ведь для них новая жизнь начинается и потому, что они будут учиться немножко по-другому, не так, как их предшественники.
Глебова: Действительно, 1 сентября – всегда праздничный день. Наверно, эти наши маленькие дети, которые пришли сегодня с букетами, такие радостные, они, может, осознают всё хуже, чем их родители. Наверное, в первую очередь сегодня праздник у родителей – наконец-то их дети пошли в 1 класс. Надо сказать, что сами дети, которые туда пришли, они не будут понимать, чем отличается их обучение от обучения тех, кто учился до них. Может быть, родители будут сравнивать то, что происходило в их жизни, что происходит в жизни ребят. Но так бывает всегда. И я хочу сказать, что, как правило, отношение у всех родителей к тому, что происходит с их детьми, более критичное, чем происходило с ними. Всегда говорят: у нас было лучше. Все было зеленее, добрее и краше. На самом деле в этом году для тех первоклашек, которые сегодня переступили порог школы, действительно наступает другая жизнь. У нас в этом году введены новые стандарты обучения для начальной школы. Это будет первый поток ребятишек, которые будут обучаться по новым стандартам. На самом деле это как бы то, чему мы учим, как мы учим, каковы должны быть условия, в которых ребят учат. Этот новый стандарт в профессиональной среде называют "три новых Т", 3Т, три требования - требование к условиям, требование к качеству и требование к результату. Я бы сказала так, по-простому. Если раньше интересовало, сколько ему отчитали уроков, сколько он решил задачек, сколько он часов пробыл в школе, теперь вопрос "сколько" уходит, и требования предъявляются, каким он стал после того, как он прошел через эти уроки. Каким он стал, какие умения у него появились? Как он умеет вести себя в жизни? Насколько он готов, скажем так, к применению, к практике тех знаний и так далее.
"Вести ФМ": А на какой стадии это будет проверяться?
Глебова: Проверяться это будет на всех стадиях. Я думаю, что вот к теме проверки сейчас очень настороженно относятся.
"Вести ФМ": Тут сразу возникает мысль, что учителя просто будут писать больше отчетов. Этим всё и ограничится. Более того, когда мы уходит от количественного показателя к качественному, очень сложно оценить, каким он стал. Как это определить?
Глебова: Вы знаете, это два разных вопроса. Очень важный и тот вопрос, который вы сформулировали, но сначала на первый попробуем ответить. На самом деле, с точки зрения проверок, при том процессе, про который я говорю, количество не уменьшается. С чего начинается урок? Ребята, а мы сейчас посмотрим, как вы выполнили домашнее задание - это уже проверка. Вопрос в другом. Вопрос в том, что раньше всегда была вот такая проверка. Всегда учитель проверял. На уроке проверял, по итогам четверти проверял, полугодие проверял, год проверял. Учитель проверял – и в 9 классе, и в 11. Потом пришло время, когда появилась государственная аттестация. Теперь изменилось то, что на этапе государственной аттестации не учитель проверяет, а проверяют независимо, со стороны.
Полностью комментарии Любови Глебовой слушайте в аудиофайлах.