Шпионский скандал с высылкой российских агентов из США начал забываться. Судя по внешним проявлениям, это было досадным инцидентом, но, как говориться, и ладно. Но оказалось, что это совсем не так. Газета "Коммерсантъ" накануне вышла с шокирующим воображение обывателя материалом. Мало того, что репортеры издания выяснили, что Службу внешней разведки до сих пор лихорадит от произошедшего, так еще и назвали имя предателя, сдавшего русских агентов. Итак, в студии "Вести ФМ" авторы статьи, которая называется "Свежо предательство", - Владимир Соловьев и Владислав Трифонов.
Шорох: Буквально сегодня в Интернете, и не только в Интернете, но и коллеги ваши по печатным изданиям обрушились на вас с сомнениями, скажем так, относительно подлинности статьи. Но можно говорить о том, что президент Дмитрий Медведев несколько минут назад вас реабилитировал, что ли. Он не сказал буквально, что да-да, все так и есть, но он сказал, что не собирается комментировать это расследование, хотя все, что написала газета "Коммерсантъ", он знал ровным счетом в тот день, когда все случилось.
Трифонов: Соавтором стал Дмитрий Анатольевич.
Шорох: В каком смысле? Вот только что стал соавтором, да? Ну что ж, много к вам было претензий, я имею в виду со стороны ваших коллег, давайте это рассмотрим. Вообще, первым делом вашим критикам представляется сомнительным тот факт, что все чекисты, которых вы называете своими источниками, слили вам эту информацию. У меня тоже вопрос: зачем они это сделали, учитывая то, как описано в вашей статье? Это было дико сложно, что они меняли явки, пароли, ни одного имени, естественно, там не названо, тем не менее, зачем они это сделали?
Соловьев: Во-первых, никакого слива не было, когда мы решили заняться этой историей, а это была наша инициатива…
Шорох: Когда, кстати, это было?
Соловьев: Это было два месяца назад. Это в августе, когда отгремел шпионский скандал. И после этого мы решили все-таки восполнить существенный пробел, потому что не было известно имя главного антигероя этой всей истории. Имена десяти разведчиков, высланных из США, прогремели на весь мир, а виновника никто не знал.
Шорох: На самом деле, возможно, только вам и запало в голову, что есть такой предатель?
Соловьев: Ну как же нам? Когда Владимир Владимирович Путин и Дмитрий Анатольевич Медведев сразу сказали: это результат предательства. Но предательство кто-то же должен совершить? Вот тогда мы решили найти человека, который это совершил.
Трифонов: Причем, не просто предательство, а широкомасштабное, огромнейшее…
Соловьев: И после этого мы начали. Мы составили список людей, которые могут что-то знать, и принялись одного за другим опрашивать. И это не было такой историей, когда журналисту передают папку с фактурой и говорят: вот, здесь все изложено, ты там талантливо изложи. Не было даже одного человека, который бы назвал: это полковник Щербаков, работавший… Один сказал, что он полковник, другой сказал, что, кажется, слышал фамилию, но не уверен, Щербаков ли это. Третий сказал еще что-то. Вот так по крупицам, по кусочкам и выстраивалась эта вся история. Я не хочу никого переубеждать…
Шорох: Да нет, конечно, защищаться вы не должны.
Соловьев: Ну вот и все.
Трифонов: Я думаю, что, во-первых, здесь я могу добавить, что в первую очередь люди наговорили по еще очень эмоциональной причине - для людей внутри этой системы то, что произошло, - это шокирующее. Для разведчика любое предательство… Потому что предает кто? Враг же не может предать, значит, предают друзья, предает тот, кто с тобой сидит рядом в одном кабинете, с кем ты иногда, может быть, пьешь водку, разговариваешь и считаешь его другом. А он тебя предал. И тем более, когда этот человек дослужился до полковника, тем более на каких-то командных высотах, значит, несколько десятков лет проработал в структуре, и его не разоблачают, и он наносит вред. Я считаю, что вот эта эмоциональная заряженность людей тоже сыграла, хотели, чтобы все об этом узнали.