Предательство полковника СВР России Щербакова не должно побудить к принятию скоропалительных решений, считает зампред комитета Госдумы по безопасности, полковник ФСБ в запасе Геннадий Гудков. По его мнению, необходимо установить парламентский контроль за деятельностью спецслужб.
"Сейчас надо внутри этой службы определить все предпосылки, сделавшие возможным сам факт предательства высокопоставленного сотрудника этой службы, определить масштаб нанесенного им ущерба, а не дискутировать, следует ли возвращать СВР в структуру ФСБ, надо ли менять руководство этой службы или, может быть, необходимо изменить законодательство", - сказал Гудков.
Он уверен, что такая аналитическая работа уже ведется со времени июньского шпионского скандала в США. Вместе с тем Геннадий Гудков подчеркнул, что "строгая конфиденциальность такого анализа не означает, что не должно быть вообще никакого парламентского контроля за этим процессом".
Депутат отметил, что в Конгрессе США существует подкомитет по вопросам разведки, аналогичные структуры есть и в парламентах Великобритании и Германии, однако в России до сих пор нет парламентского контроля за деятельностью спецслужб.
Подчеркнув, что считает ущерб, нанесенный Щербаковым, который возглавлял подразделение по подготовке разведчиков-нелегалов, "чрезвычайно масштабным", Гудков вместе с тем заметил, что "не стоит и преувеличивать значение этого масштаба, поскольку основные формы и методы подготовки специалистов этого профиля у разведок всех государств, имеющих структуры по подготовке нелегалов, в принципе однотипны".
"Важно тщательно отслеживать, кто, с кем, когда, где и для чего встречался. Ну а все остальные действия, касающиеся подготовки и внедрения нелегалов, уже много лет у всех разведок примерно одинаковы", - утверждает депутат.
Он не согласен с теми, кто считает недопустимым промахом тот факт, что совершеннолетняя дочь Щербакова проживала в США. "А может быть, руководство СВР именно так маскировало поездки в Америку Щербакова - для встречи отца с дочерью?" - заявил парламентарий "Интерфаксу".
В то же время, отметил он, "по ряду косвенных признаков можно предположить, что Щербаков был завербован американцами еще несколько лет назад, и поэтому мог тщательно подготовиться к своему бегству, прихватив с собой не только досье на наших разведчиков-нелегалов, но и другую информацию, которую он мог раздобывать с помощью коллег из других подразделений СВР".
В этой связи, считает Гудков, необходимо, чтобы сотрудники СВР, включая начальников всех подразделений, регулярно проходили бы проверку с помощью полиграфа. "Даже если информация, получаемая с помощью так называемого детектора лжи, как считают ученые, не на все 100% достоверна, такая периодически проводимая проверка с помощью профессионально грамотно сформулированных вопросов может многое сообщить о том или ином сотруднике", - уверен зампред думского комитета.
Резюмируя сказанное, депутат подчеркнул, что "до тех пор, пока мы не покончим с тотальным стяжательством тех, кто по долгу службы должен бороться с коррупцией, пока не будет налажен за их деятельностью по-настоящему эффективный, в том числе парламентский, контроль, нам не избежать в будущем таких провалов в работе на любом направлении, с каким мы столкнулись из-за предательства Щербакова".
Президент России Дмитрий Медведев, отвечая на вопрос журналистов в Сеуле, ранее заявил, что он с самого начала был в курсе всех подробностей "шпионской истории" с российскими гражданами в США летом этого года.
В конце июня министерство юстиции США распространило информацию об аресте 10 человек, являвшихся сотрудниками российской разведки. Еще один был объявлен в розыск. Позже арестованные были депортированы в Россию в обмен на четырех человек, которые отбывали различные сроки за шпионскую деятельность в РФ.